Меню сайта |
|
 |
|
Институциональные ловушки
| 22.11.2018, 17:10 |
Введение
Проблема "институциональных ловушек" актуальна в современном мире, так как является главной опасностью при проведении реформ и привлекает в последнее десятилетие пристальное внимание различных ученых и экономистов, изучающих экономические процессы в странах с переходной экономикой.
Принципиально важными являются вопросы о том, по каким причинам, и вследствие каких механизмов возникают ловушки. Ответы на эти вопросы играют огромную роль, потому что такие явления, как бартер, система избегания налогов, неплатежи, коррупция как раз являются институциональными ловушками: и это то, из-за чего страдает экономика любого государства.
Целью этой работы является рассмотрение путей выхода из институциональных ловушек, а также способы их недопущения. Основными задачами являются: выявление сущности институциональных ловушек, определение причин их возникновения, рассмотрение данного явление на конкретных примерах (из опыта Российской экономики и других стран).
Объектом этого исследования является процесс институциональных изменений, в ходе которого образуются институциональные ловушки. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе образования институциональных ловушек, оказывающих влияние на темпы и качество экономического роста.
1. Понятие "институциональных ловушек”
Чтобы хорошо разобраться в проблеме, сначала следует дать определение основным понятиям рассматриваемой темы. Итак, норма - это правило, которому следуют или должны следовать большие группы агентов. В каждой сфере деятельности в каждый момент времени многие альтернативные нормы. (например, чиновник выбирает жить ему на зарплату или брать взятки). Чтобы подойти к определению понятия институциональных ловушек, следует разобраться в таких терминах как: трансакционные и трансформационные издержки; выяснить чем они отличаются друг от друга, так как их часто путают, а самое главное - выяснить какова их роль в формировании и закрепление неэффективных институтов.
Трансакционные издержки - это все издержки, связанные с обменом, а также защитой правомочий. Трансакционные издержки можно ассоциировать с трением в механических системах, поскольку они являются препятствием оперативному заключению сделок между экономическими системами. [9]
Известны три вида объяснений возникновения трансакционных издержек. В теории трансакционных издержек основным положением является то, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных издержек, т.е. другими словами издержек, связанных с получением информации об обмене. В результате центр тяжести переносится на рынок информации и цену информации. В теории общественного выбора возникновение трансакционных издержек связываются с проблемами возникающими при согласовании позиций и интересов индивидов по поводу общественных благ. Обе стороны обмена правомочиями понимают потенциальные выгоды достижения соглашения, однако не могут достичь соглашения из-за стремления снизить свои издержки получения результата и стремятся переложить их на окружающих. Особую остроту проблема согласования приобретает при увеличении количества участников обмена. Максимальные издержки достигаются при небольшом числе и очень большом числе участников сделок. При каком - то конечном числе участников издержки минимальны, вследствие наличия структур дружеских (семейных) отношений и других социальных "сетей" (networks). В теории соглашений трансакционные издержки являются издержками согласования требований прямо противоположных норм, что неизбежно возникает по мере усложнения деятельности. Рыночное соглашение существует не в вакууме а сопрягается с другими соглашениями: индустриальными, гражданскими, традиционными, общественной деятельности, творческими, экологическим в каждой области свои нормы.
"Основными составляющими трансакционных издержек являются следующие статьи: 1. Поиск информации о товаре или услуге, поиск партнера на рынке для совершения сделки, сбор информации о нем и о ситуации на рынке, потери из-за неточности информации.
2. Ведение переговоров, процедура торга, приготовление и подписание контракта, юридическое или нелегальное оформление сделки.
3. Измерение качества товаров и услуг, относительно которых ведется сделка.
4. Контроль партнера в процессе выполнения контракта, принуждение к выполнению контракта.
5. Оплаты контракта в процессе его реализации, защита прав собственности. В том числе содержание судов, арбитража, затраты на восстановлении нарушенных прав.
6. Защита контракта от третьих лиц (например, от налоговых органов, если контракт нелегален).
Первые три статьи относятся к издержкам ex ante, последующие трb статьи к издержкам ex post." [9] В широком смысле под "трансакционными издержкам" понимаются любые издержки взаимодействия агента с партнерами в рамках той или иной нормы поведения. Например, ущерб от обнаружения факта взяточничества являются трансакционными издержками для чиновника, избравшего коррупцию в качестве нормы.
В США для измерения трансакционных издержек на макроуровне предложено понятие трансакционного сектора. В него входят: оптовая и розничная торговля, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления, страхование, затраты государства на судебную, также на правоохранительную деятельность.
Доля трансакционного сектора в США выросла с 1870 г. до 1970 г с 26% до 55%, однако трансакционные издержки на единицу национального продукта сократилась за счет опережающего роста государственного трансакционного сектора. Следует заметить, что в России основную часть трансакционных издержек несут сами экономические агенты и их запретительно высокая величина в расчет на одну трансакцию объясняет, почему теорема Коуза плохо описывает преобразование государственной собственности в акционерную.
Трансформационные издержки-это издержки, которые связанны с переходом от одной нормы к другой. [9] При широкомасштабных реформах трансформационные издержки несёт не только государственный бюджет, но также и отдельные фирмы. Можно указать следующие основные статьи трансформационных издержек: составление проекта трансформации, его "лоббирование", создание и поддержание промежуточных институтов, сама реализация проекта и, конечно, адаптация системы к возникшему институту.
Следует заметить, что при проведение любых реформ нужно реально оценивать издержки. Несмотря на очевидность данного положения, при обсуждении и принятии многих реформ вопрос об издержках даже не рассматривается.
|
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter |
Просмотров: 200 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
 |
ПОСЕЩЕНИЯ |
|
 |
|