Бизнес-план как основа эффективного развития организации - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Бизнес-план как основа эффективного развития организации

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (1.06 Mb)]

30.11.2018, 01:51
Введение

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, особенно актуальным становиться умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования компании.

В современной деловой практике, бизнес-план больше не рассматривается как документ исключительно для привлечения инвестиционных средств на предприятие. Сейчас его функции гораздо шире - это ключевой элемент для стратегического и финансового менеджмента. Ни один более или менее крупный проект не может проводиться без бизнес-плана, призванного убедить все заинтересованные стороны в эффективности проекта. Он дает возможность еще на стадии подготовки проекта обнаружить возможные проблемы и риски, когда они еще не стали реальными, а объективный взгляд профессионального разработчика поможет заранее предупредить их и свести к минимуму. Тщательная разработка бизнес-плана позволит таких фундаментальных ошибок, как нехватка ресурсов для осуществления проекта и отрицательного баланса денежных средств. Бизнес планирование является одним из главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем.

В установленном бизнес-плане объясняются важные моменты возможных положительных и отрицательных сторон будущей деятельности предприятия и пути разрешения возможных проблем. В принципе, бизнес-план развития предприятия позволяет подробно рассмотреть идеи, найти изъяны, просчитать шаги конкурентов. Он является объективной оценкой собственной деятельности фирмы, неотъемлемой частью принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Бизнес-план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. Бизнес-план является программой эффективного управления предприятием, направленной на повышение его конкурентоспособности и устойчивого финансового положения и развития.

В бизнес-плане формируются и обосновываются цели предприятия, определяются пути их достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели.

Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.

Такой план включает описание предприятия, его потенциальные возможности, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса. В нем отмечаются возможности рисков, т.е. показывается, что их существование учтено в плане и намечены меры по их снижению.

Успех предприятия может быть обеспечен, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение единой цели и использованы с максимальным эффектом.

В работе приведены реальные показатели действующих фирм 2012-2013гг., взятые из официальных, предоставляемых этими фирмами, источников, на основе которых, сделаны и представлены в таблицах расчетные показатели деятельности туристического комплекса.

Объектом написания дипломной работы является санаторно-курортная тематическая туристическая деревня ООО "РУСЬ".

Предметом изучения выбран процесс функционирования туристического комплекса на основе бизнес-планирования.

Целью дипломной работы является разработать бизнес-план туристического комплекса.

Для достижения поставленной цели в первом разделе работы исследуются теоретические основы составления бизнес-плана, рассматриваются его главные разделы, особенности составления бизнес-планов в российских условиях, инвестиционные процессы в туристической отросли. Второй раздел содержит развернутый бизнес-план туристической деревни "РУСЬ". В третьем разделе отражены способы успешной реализации данного бизнес-плана.

1. Теоретические основы бизнес-плана

1.1 Назначение, типология, функции бизнес-плана


Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко применяемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Бизнес-план-это документ, который призван убедить потенциального инвестора в том, что конкретный предпринимательский проект будет, по крайней мере, не ниже ставки банковского процента, приемлемой для инвестора.[22]

Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает, как форма предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности компании. Применительно к малым предприятиям, промышленным и бизнес-проектам он может являться документом, представляющим результаты полного проекта.

Бизнес-план используется:

1) Персоналом и руководством фирмы:

- для определения круга проблем, с которыми встретится предприятие, при реализации своих намеченных целей.

- для оценки финансового положения и конкурентоспособности предприятия на существующем и новом рынке товаров и услуг;

- для формулировки и обеспечения решения проблем.

Руководство фирмы определяет цели в рамках стратегии, контролирует их достижение, корректирует отклонения. Такая деятельность возможна только при наличии отработанного механизма ежедневной работы с бизнес-планом. Его место и роль можно увидеть, если рассмотреть общую структуру предприятия. Бизнес-план выполняет функцию взаимно увязывающего, координирующего инструмента (Рисунок 1).

2) Потенциальными инвесторами и партнёрами:

- для оценки экономической эффективности намечаемых фирмой бизнес-проектов, реальности получаемой прибыли;

- для возврата кредиторам вложенных в проект средств. [12]

Рисунок 1 - Место бизнес-плана в структуре предприятия

Существует несколько целей составления бизнес-плана. В соответствии с этими целями принято выделять следующие типы бизнес-планов:

1 Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2 Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта как основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможного вовлечения в проект.

3 Бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4 Бизнес-план структурного подразделения - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

5 Бизнес-план для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

6 Бизнес-план для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов (получение грантов) для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

7 Бизнес-план развития региона - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями. [15]

При составлении бизнес-планов большое внимание должно быть уделено определенным вопросам, связанным с целью его составления.

Бизнес-план выполняет несколько основных функций, как внешних (познакомить с предприятием и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира), так и внутренних, жизненно важных для самого предприятия:

1. С помощью бизнес-плана стандартизируется процесс ознакомления с предприятием, экономится время, упорядочиваются контакты.

2. Наличие бизнес-плана - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Его отсутствие вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов.

3. Привлечение денег для развития предприятия (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без материалов, содержащихся в бизнес-плане (правильно спроецированный бизнес-план содержит всю необходимую информацию, для составления заявки на финансирование).

В туристском бизнесе инвестиционная активность зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиций.[19] Главные факторы, которые инвесторы принимают во внимание, приведены на Рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные факторы, влияющие на активность инвестиций в отрасль туризма

К настоящему времени бизнес-планирование стало признанной во всем мире методологией инвестиционной деятельности, превратилось в своеобразный культурный мост в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве между странами и континентами. Поэтому роль бизнес-плана в процессе привлечения инвестиций огромна. Именно он является неотъемлемой составной частью по управлению проектами и именно с него начинается успешный бизнес.[14]

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, для того чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом проекте и его целях. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, одно дело - открыть небольшую парикмахерскую или мастерскую по ремонту швейных машин, совсем другое - организовать производство ткацких станков. В одном случае бизнес-план не требует большой объемной проработки, и поэтому часть его разделов может отсутствовать. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, для чего следует провести достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.[15]

1.2 Структура бизнес-плана в туристской деятельности

Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов.

Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Расчеты бизнес-плана ведутся в постоянных среднегодовых ценах года.[4]

Хотя внешне бизнес-планы могут значительно отличаться друг от друга, состав их разделов практически неизменен.

Начинать разработку бизнес-плана рекомендуется с раздела "Оценка рынка сбыта", а заканчивать подготовкой короткого резюме. Составление плана в таком порядке поможет разработчику более четко представить себе, какую именно возможность на рынке он собирается использовать и где будет его рыночная ниша.

При составлении плана следует широко пользоваться статистической информацией, всякий раз подтверждая её ссылкой на первоисточник. Все положения, записанные в плане, должны быть четко обозначены и аргументированы. Целесообразно использовать иллюстрации и фотографии, а где необходимо - таблицы и рисунки. План следует оформлять так, чтобы читателю (инвестору, потенциальному партнеру) легко было найти интересующий его раздел. Поэтому документ должен иметь оглавление, а каждый раздел желательно начинать с отдельной страницы и его названия.

Резюме. По содержанию резюме инвестор судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: "Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?" и "Каков риск потери ими денег?" Для ответа на эти вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым стремиться фирма. Такими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и вытеснение старых товаров.[18]

Каждая цель должна иметь стратегию своего достижения, а на основе стратегии разрабатывается перечень определенных мероприятий с их сроком выполнения и конкретными исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.

В резюме включают основные данные о фирме, такие как: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма, или в которую она собирается войти.

Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем.
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 175 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz