Меню сайта |
|
 |
|
Анализ деятельности малого и среднего бизнеса в России
| 30.11.2018, 17:09 |
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон), который полностью заменил ФЗ-№ 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года .
При этом новый закон обладает одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:
для юридических лиц - суммарная доля участия, в уставном капитале юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации [1].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определены предельные значения выручки:
для микропредприятий - 60 млн. рублей;
для малых предприятий - 400 млн. рублей.
Данные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет.
Несмотря на данные изменения, многие специалисты, трактуют вопросы малого и среднего бизнеса по старым принципа, которые давно утратили свою силу и не применяются.
Необходимость разъяснения и детального рассмотрения данного вопроса не вызывает сомнения, что и определяет актуальность написания данной курсовой работы.
Целью исследования является анализ законодательства по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства, для понимания принципов соотнесения различных организаций к малым или средним предприятиям.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие основные задачи:
Описать сущность и содержание существующего законодательства;
Рассмотреть теоретические основы организации малого и среднего бизнеса;
Провести анализ деятельности малого и среднего бизнеса в России;
Выявить проблемы становления и развития малого бизнеса в России;
Определить основные направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого и среднего предприятия Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, что малый и средний бизнес - это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.
Предприятия сегмента МСБ осуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями. При этом каждый выполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию.
Если в научной литературе есть довольно стройная экономическая теория «предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [9]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [8,c.129].
В Большом экономическом словаре под редакцией А. Азрилияна приводится следующее определение: «малый бизнес - это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия», «предприятия малого и среднего бизнеса». В российском законодательстве официально принят термин «малое и среднее предпринимательство».
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3,c.168]:
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25%.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ- бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
Число постоянных работников не должно превышать 250 человек.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
С 1 января 2008г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей.
Делая вывод по данному разделу, следует отметить, что ФЗ №209 дает новое понимание сущности малого и среднего бизнеса. Данный закон принят в преддверии экономического кризиса, а так же изменения и дополнения в кризисный период, что актуально отражают тенденции сегодняшних дней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
Булакова И.В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства // Законодательство и экономика. - 2006. - № 7. - С. 66-69.
Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 22-26.
Зурова В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. - 2008. - № 3. - С. 58-63.
Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: Российская академия наук, Ин-т государства и права, 2006. - 133 с.
Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 11-15.
Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2008. - № 2. - С. 42-46.
Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. - 2009. - № 1. - С. 81-87.
Ларичева З.М., Мосина Л.А. Предпринимательство: истоки и перспективы развития. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2008. - 100с.
Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. - 2009. - № 6. - С. 31-38.
Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 49-54.
Маликов Р.О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. - 2003. - № 3. - С. 102-118.
Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. - 2008. - № 6. - С. 13-16.
Мандрощенко О.В. Налоговая составляющая проблемы формирования инвестиционных ресурсов в малом бизнесе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 23. - С. 77-81.
Над малым бизнесом не должен висеть дамоклов меч // Главная книга. -2008. - № 18. - С. 19-21.
Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 50-56.
Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. - М.: Экономика, 2003.
Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. - 2008. - № 1. - С. 8-10.
Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3. - С. 41-46.
Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. - 2008. - № 7. - С. 21-24.
|
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter |
Просмотров: 189 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
 |
ПОСЕЩЕНИЯ |
|
 |
|