Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 02:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (100.9 Kb)]

30.11.2018, 17:14
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Возрождение экономики России в кризисное время невозможно осуществить без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.

Цель данного дипломного проекта состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

· раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса;

· анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ;

· выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

· предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Объектом в дипломном проекте выступают субъекты малого и среднего бизнеса, а предметом - характеристики взаимоотношений государства и малого и среднего бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса, опубликованные в экономической литературе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес (или малое предпринимательство) -- сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и среднего бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -- индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

1. Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц -- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ -- бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия -- до пятнадцати человек; ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.2007

3. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 60 млн. рублей;

б) малые предприятия - 400 млн. рублей;

в) средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес - дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес - более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

· осуществление определенной деятельности -- продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, -- а также извлечение дохода от использования имущества;

· целевая направленность, т.е. получение прибыли;

· систематичность осуществления определенной деятельности;

· самостоятельность и инициативность в ее осуществлении;

· осуществление определенной деятельности на свой риск и под ответственность всем своим имуществом.

Малым и средним бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации -- участники рынка различаются по форме собственности, способам создания, характеру деятельности и т.д. Однако они характеризуются наличием общих признаков, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. 4-е изд.,испр. и доп. М.: ИНФРА-М,

2007. - С. 51.:

· организационное единство;

· имущественная обособленность;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, -- некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать только коммерческие организации, так как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

В экономиках разных стран и в разные исторические периоды всегда существовали проблемы, решение которых требовало применения не исключительно рыночных методов, а их сочетания с государственным вмешательством в разных формах. Ни одну рыночную систему нельзя охарактеризовать как чисто рыночную -- во все времена рыночное регулирование дополнялось государственным. Различаются только пропорции государственного регулирования и действия рыночных сил. Можно утверждать, что экономические системы всегда были смешанными. Даже полностью огосударствленная экономика СССР по существу таковой не являлась, так как в ней присутствовали элементы рыночной экономики, влияние которых в целом было не существенным, но в отдельных сферах -- весьма значительным.

Развитие экономической теории позволило выявить не только механизм государственного воздействия и его роль в развитии экономики, но и другие структурные составляющие, влияющие на экономическую систему.

Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на достижение поставленных целей. Формирование, применение и регулирование такой системы мер является прерогативой органов государственного управления.

К проблеме государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки уделялась особое внимание. Существуют два основных подхода к проблеме государственного регулирования предпринимательства -- одни ратуют за невмешательство или минимальное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, другие утверждают, что без его решающей роли экономическое развитие общества будет крайне неэффективным, расточительным, что приводит к серьезным социальным последствиям.

Соответственно этим подходам сформировались две противоположные концепции в экономической мысли -- экономический либерализм, отвергающий активное государственное регулирование хозяйства (концепция берет свое начало от воззрений Адама Смита и насчитывает более чем 300 лет), и «государственный» консерватизм, подчеркивающий значение активного государственного регулирования. В экономической науке отсутствует единый подход к проблеме государственного регулирования экономики, поэтому представители разных экономических школ называют вторую концепцию по-разному: «дирижизм» (от фр. Diriger -- управлять), «этатизм» (от фр. еtаt -- государство), «интервенционизм» (от лат. Intervention -- вмешательство).

Конкуренция этих двух концепций идет с переменным успехом. Однако уже с середины XX в. роль экономического либерализма стала доминирующей в исследованиях ученых, в частности Людвига фон Мизеса (1881--1973) и Фридриха фон Хайека (1899-- 1992).

Л. Мизес в своих исследованиях последовательно отстаивал свободное рыночное хозяйство и подвергал критике интервенционизм, выступая противником любой его формы -- советского государственного социализма или «нового курса» Ф. Рузвельта.

Конец XX -- начало XXI в. охарактеризовалось противостоянием последователей Д. Кейнса, т.е. сторонников активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, и экономическими теориями монетаризма. Яркий представитель этого направления -- Милтон Фридмен (р. 1912), который приобрел известность как разработчик программ преобразования экономики с позиций экономического либерализма, реализованных в ряде стран Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 75..

Монетаристы являются сторонниками свободного рыночного хозяйства и утверждают, что государственное вмешательство в экономику способно дать лишь кратковременный эффект, а в долгосрочной перспективе оно вредно, ибо блокирует действие рыночных регуляторов.

Либеральное, консервативное и неолиберальное направления экономической мысли.

Идея общественного прогресса, основанная на свободной конкуренции, невмешательстве государства в хозяйственную жизнь, «невидимой руке» рынка, является основой либерализма. Ярким представителем либерального направления экономической мысли в области государственного регулирования предпринимательской деятельности является шотландский профессор моральной философии Адам Смит (1723-1790), который в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые показал огромную роль рынка как регулятора производства. Основоположник классической политической экономии, включающей теории обмена (рынка) и теории производства, А. Смит стал идеологом либерализма.

Считая, что основой всех экономических процессов является эгоизм, он определял общее благо как стихийный результат действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится, прежде всего, к своей выгоде. По его убеждению, взаимоотношения людей в процессе хозяйственной деятельности не определяются общественным договором, а формируются спонтанно и потому не зависят от воли отдельных личностей.

А. Смит впервые показал огромную роль свободного рынка как регулятора производства и впервые применил ставшее знаменитым выражение «невидимая рука рынка»: стремление людей к собственному благу как мощный стимул личного интереса толкает их «невидимой рукой» к достижению высоких целей всего общества. Действие «невидимой руки рынка» проявляется в том, что потребитель покупает товар не по милости производителя, а из собственного личного эгоистического интереса: «... не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Рыночная экономика не подчиняется коллективному разуму, не управляется из единого центра, но каждый агент рыночной экономики, устанавливая свои цены, принимая или не принимая цены других исходя из своей максимальной выгоды, создает совокупность тех самых индивидуальных решений, которые формируют рыночное хозяйство -- «невидимая рука» создает результат, который не зависит от намерений каждого агента.

Такое рассуждение обобщает мысль о том, что вмешательство государства в экономику излишне и поэтому должно быть максимально ограниченно.

Смит говорил и об обязанностях государства: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия, содержание определенных общественных учреждений, создание и содержание которых не могут быть выгодны отдельным лицам.

Естественный ход событий неизбежно ведет к экономическому прогрессу, а всякое вмешательство государства только замедляет или останавливает прогресс.

Жан-Батист Сэй (1767--1832), последователь А. Смита, особое внимание уделял предпринимателям как главным комбинаторам производительных факторов с целью удовлетворения потребительского спроса. Гибкое, свободное ценообразование, конкуренция, возможность перемещения ресурсов из отраслей с низкой прибыльностью в отрасли с высокой прибыльностью дает предпринимателю свободу хозяйственной деятельности, и вмешательство государства недопустимо Худокормов А.Г. История экономических учений. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 82..

Значительный вклад в экономическую теорию Ж.-Б.Сэй внес, разработав теорию рынков. Он утверждал, что производство само создает себе спрос, на локальных рынках совпадения спроса и предложения может не быть, но совокупный спрос и совокупное предложение совпадают, дисбалансы возможны только как временное явление.

Согласно его теории рынок -- это обмен товаров на товары, а деньги служат только посредником в этом обмене, следовательно:

поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен -- возможны лишь частные диспропорции;

каждый заинтересован в благополучии всех -- процветание одного производства благоприятно для всех других производств;

импорт способствует сбыту отечественных товаров, так как за импортные товары необходимо поставлять отечественные;

потребление без производства ведет к разорению страны. Однако реалии хозяйственной жизни еще при жизни Ж.-Б. Сэя подвергли сомнению правильность его теории. Общехозяйственный кризис 1825 г. поставил под вопрос способность рыночной экономики к саморегулированию. Постоянно повторяющиеся в дальнейшем кризисы демонстрировали несовершенство конкурентно-рыночного механизма, его неспособность обеспечить поступательное развитие экономики, отсутствие эффективных мер борьбы с инфляцией, безработицей, циклическим характером экономики.

Наиболее ярким проявлением неспособности свободного рыночного механизма обеспечить бескризисное развитие экономики, ее саморегулирование, стал самый глубокий за всю историю человечества мировой экономический кризис 1929--1933 гг. Наиболее сильно этот кризис проявился в США, где и были реализованы новые концепции регулирования экономики. «Новый курс» Ф. Рузвельта, вновь избранного (1933) президента США, провозгласил принципиально новые подходы к регулированию экономики -- путем жесткого государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Однако теоретическая основа активного вмешательства государства в экономику была заложена еще вначале XX в. рядом ученых, которые сформировали консервативное направление в теории государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Артур Сесил Пигу (1877--1959), создатель «экономической теории благосостояния», подверг ревизии положение А. Смита о максимизации благосостояния общества благодаря конкуренции. Благосостояние он считал зависящим от величины национального дохода и равномерности его распределения. А. Пигу обратил внимание на то, что целый ряд «общественных благ», не имеющих рыночной оценки, используется нерационально. Хозяйственная деятельность предпринимателя приносит ему доход, а обществу может приносить как выгоды, так и потери (например, ухудшение состояния воды, воздуха и т.п.). Следовательно, необходимо вмешательство государства, причем вмешательство дифференцированное: при отсутствии монополизации производства достаточно механизма налогов и субсидий, а для отраслей с монопольным характером производства необходим контроль государства за ценами и за производством.

По мнению А. Пигу, государство обязано играть существенную роль в перераспределении доходов от богатых слоев к бедным в целях смягчения социального неравенства, напряженности и повышения всеобщего благосостояния Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 5..

Создателем новой теории, предполагавшей необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, стал Джон Мейнард Кейнс (1883--1946). Его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) фактически положила начало современной макроэкономики.

Дж.М. Кейнс сформулировал положение об отсутствии у капиталистической экономики внутреннего механизма равновесия. Он рассматривал две проблемы, которые были основными для экономического руководства страны в период кризисных явлений, -- безработицу и спрос.

До середины 30-х гг. XX в. ученые не подвергали сомнению концепцию Ж.-Б. Сэя о том, что предложение создает соответствующий спрос и общее перепроизводство невозможно. Однако, по мнению Дж.М. Кейнса, в рыночной экономике обмен осуществляется не по формуле «товар -- товар», а по формуле «товар -- деньги -- товар», поэтому общий кризис перепроизводства возможен. Кроме того, Дж.М. Кейнс сделал вывод о том, что объем национального дохода определяется не факторами предложения, а факторами спроса.

Дж.М. Кейнс полагал, что динамика занятости зависит главным образом от функции совокупного спроса, определяющего доходы предпринимателей. Точка пересечения этих функций определяет объем занятости, Дж.М. Кейнс назвал ее точкой эффективного спроса.

В свою очередь, эффективный спрос зависит от ожидаемого уровня потребления и инвестиций. Так как темпы роста потребления ниже темпов роста доходов (в этом главное проявление основного психологического закона Дж.М. Кейнса), происходит относительное снижение спроса на предметы потребления. «Основной психологический закон, -- писал Дж.М. Кейнс, -- в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в такой мере, в какой растет доход». Для поддержания уровня занятости и темпов роста национального дохода необходимо увеличение инвестиционного спроса.

Инвестиции влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в инвестируемой отрасли, но и в смежных отраслях, что создает так называемый эффект мультипликатора. Мультипликатор является величиной, производной от предельной склонности к потреблению.

Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 222 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz