В структуре экономики любого современного государства предприятия различаются по масштабу производства. Соответственно, они делятся на малые, средние и крупные. Факторов, влияющих на их размеры - великое множество, но, главенствующие из них - законодательная основа их деятельности на территории государства, специфика отраслей, их технологические особенности, специфика спроса и предложения на их продукцию, «градус» приспособленности к особенностям местных рынков и т.д.
В данном ракурсе рост активности предприятий малого и среднего бизнеса (здесь и далее МСБ), произошедший за последние 20-25 лет, говорит только о необходимости наличия и развития самих предприятий. В рыночной экономике ведущих стран мира они - «пехота», составляющая наибольшую часть мирового экономического «войска».
В сравнении с крупным бизнесом развитие предприятий малого и среднего бизнеса имеет свои преимущества. «Малыши» - мобильны. Им предоставлен широкий рыночный выбор, они могут подстраиваться под изменчивые запросы потребителей, выступают в роли субподрядчиков для более крупных фирм, эффективнее используют местные ресурсы, быстрее насыщают местные рынки товарами и услугами, являясь при этом одновременно их производителями и потребителями.
С другой стороны, их проще регистрировать, используя при этом небольшой первоначальный капитал, также они выступают в роли источника новых рабочих мест для тех слоев населения, которые по разным причинам не могут работать на крупных производствах, например: учащиеся, пенсионеры, инвалиды, совместители, работающие не полный рабочий день и т.д.
По разным российским и зарубежным источникам в большинстве высокоразвитых стран мира львиную долю предприятий (от 48 до 80%) составляют предприятия МСБ. Они производят более половины выпускаемых товаров и услуг. Несмотря на очередной экономический кризис, здесь не наблюдается такого количества сокращений как в сфере крупного бизнеса, и количество рабочих мест, предоставляемых данными предприятиями, колеблется на отметке 50-75%. Это очень неплохой результат. И при правильном государственном регулировании - хорошая альтернатива теневому бизнесу.
По последним доступным статистическим данным доля предприятий МСБ в ВВП России находится на отметке 20%, что является малой величиной по сравнению со странами Евросоюза, США, Китаем, где данный показатель превышает порог в 50% [2]. По состоянию на конец 2010 года, в данной сфере была занята только ј работающих россиян [5, с.21].
Итак, на фоне вышесказанного, целью данной работы является:
· определение понятия категории предприятий МСБ с точки зрения действующего законодательства и экономического функционала, анализ основных критериев отнесения предприятия к сегменту МСБ;
· определение места и роли предприятий МСБ в экономике государства, перспектив их (предприятий) развития;
· оценка практического опыта государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
· рекомендации для государственной поддержки предприятий МСБ на основании зарубежного опыта.
Объект исследования - сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах. Предмет исследования - развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.
В рамках моей работы будут использованы все доступные мне источники информации в рамках и границах действующего законодательства РФ, максимально приближенных к настоящему времени.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Основные понятия категории МСБ
Для того, чтобы достичь цели данной работы, требуется определение ее объекта, то есть понятия МСБ как такового.
Свой первый учебник по экономике я прочитала в 1995 году. С тех пор изменилось многое, но одна фраза осталась в неизменном виде, а именно: «понятие малого и среднего бизнеса в России находится в стадии систематизации» или «понятие малого и среднего бизнеса в России как экономического сегмента не определено». Тем не менее - это очень важный экономико-стратегический ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и материальное благосостояние как страны в целом, так и ее населения, хотя бы потому, что предприятия МСБ являются отдельными экономическими единицами и наряду с крупными предприятиями также участвуют в формировании ВНП и выполняют свои экономико-социальные функции.
«Большой экономический словарь» под редакцией А. Азрилияна дает следующее определение: «Малый бизнес - это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике».[1]
Средний же бизнес граничит с малым и крупным. Обычно, под средним понимают предприятие, управление которым ведет менеджер или управляющий директор, контролируемый собственниками (акционерами). В большинстве своем это - прибыльные и финансово устойчивые предприятия, с хорошо отлаженной рабочей структурой. В их распоряжении находятся: высококвалифицированный персонал, налаженная система производства, сбыта и финансирования. Также, в отличие от малых, в руководстве средних предприятий одну из главенствующих ролей играет стратегия развития самого предприятия. И, в отличие от малых предприятий, гораздо более значимую роль в жизни средних предприятий занимают конкурентоспособность, инвестиционное внимание и взаимодействие с крупными предприятиями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является деятельность:
· осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;
· направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
· осуществляемая самостоятельно, на свой риск. [12].
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
· доля внешнего участия в капитале юридических лиц (перечень и границы долевого участия см. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ) не должна превышать 25%;
· средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
· постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 №101 были установлены предельные размеры выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:
· для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб., для средних предприятий - 1000 млн. руб. [12].
Для сравнения в США к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 4 до 499 работников с внутренней градацией (5-9, 10-19, 20-99, 10-499) [14], зависящей также от сферы, в которой заняты сотрудники данного предприятия. Хотя и здесь нет полной конкретики.
Администрация малого бизнеса в США (SBA) для причисления предприятия к сфере малого предпринимательства в соответствии с «Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes effective January 7, 2013» использует не только среднесписочную численность сотрудников, но и предельный объем реализуемой продукции за год в денежном выражении [14].
На основе норм Европейского Союза градация предприятий выглядит следующим образом [11, c.11]:
Размер предприятия
|
Количество занятых человек
|
Оборот (мил. евро)
|
Годовой баланс (мил. евро)
|
|
микро
|
< 10
|
2
|
2
|
|
малые
|
< 50
|
10
|
10
|
|
средние
|
< 250
|
50
|
43
|
|
|
И, хотя правительства стран ЕС опираются на данные предложенные нормы, все равно в каждой стране существуют свои особенности, характеризующие предприятия МСБ.
Численный состав малых предприятий в странах «Большой семерки» с учетом особенности внутреннего законодательства выглядит примерно следующим образом [3, с.16]:
И дает более-менее точное представление о предмете исследования, как таковом.
|