Меню сайта |
|
 |
|
"Провалы" государства в России и методы их решения
| 02.12.2018, 00:14 |
Современная экономика - нескончаемый детектив: тут случайность «прикидывается» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью; это право на финансовую автономию и вероятность обескураживающего коммерческого фурора.
Актуальностью данной работы является то, что в современном мире главную роль в экономике страны играет государство. Обычно рынок весьма эффективно координирует организацию экономической деятельности, но это правило имеет несколько важных исключений. Государственное вмешательство в экономику оправданно по двум причинам: когда оно направленно на обеспечение эффективности и обеспечение равенства, т.е. когда основная цель правительственных программ состоит либо в увеличении размеров «экономического пирога», либо в изменении способа его дележки.
«Невидимая рука» обычно ведет рынок к наиболее эффективному распределению ресурсов. Но иногда по самым разным причинам принцип «невидимой руки» не срабатывает. Описывая ситуацию, когда рынок сам по себе не в состоянии эффективно распределить ресурсы, экономисты используют термин «фиаско рынка».
«Провалы» государства заключаются в его неспособности обеспечить эффективную аллокацию ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям справедливости.
Все вышеперечисленные факторы актуальности определили цель нашего исследования: изучить «провалы» государства в России.
В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:
1. изучить методологические основы теории «провалов» государства;
2. выявить источники возникновения «провалов» государства;
3. рассмотреть «провалы», связанные с принятием государственных решений;
4. рассмотреть «провал» бюрократического аппарата в России.
К сожалению, данной проблеме не уделяли должного внимания в России, не смотря на то, что она очень актуальна для нашей страны.
Истоки зарождения теории провалов государства берутся из теории общественного выбора, а именно является следствием развития последней теории.
Теория зародилась в 60-х годах XX века, ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена, а также других специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др., был достигнут существенный прогресс в разработке, как базовых идей теории общественного выбора, так и дочерних теорий, опирающихся на эти идеи. Одна из которых и есть теория «провалов» государства.
Цель и задачи определяют структуру данной работы. Эта работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой теоретической главе этой работы я рассматривала сущность «провалов» государства и источники их возникновения. Во второй главе - практической, я уже более детально рассмотрела «провалы» государства на примере Российской Федерации.
В заключении я подвела итоги данной работы и поставленных целей. В данной работе я использовала 15 источников, среди которых и учебные материалы и интернет ресурсы, а так же научные статьи из журналов и газет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ «ПРОВАЛОВ» ГОСУДАРСТВА 1.1 Понятие и сущность «провалов» государства Правительство не всегда работает эффективно, присутствуют так называемые «провалы» государства -- это случаи, когда правительство не могут обеспечить эффективное распределение и применение общественных ресурсов. В мировой экономической науке отсутствует единодушие в понимании роли государства. Учение о «провалах» государства может помочь осознать, что государство -- это очень несовершенный, причем даже во многих случаях ненужный инструмент, прибегать к услугам которого нужно лишь твердо удостоверившись в исчерпанности способностей рынка, взвесив все «за» и «против».
Понятие «провалы государства» появилось относительно, не так давно, хотя как таковые провалы возникли со времени зарождения первого государства. Другими словами каждая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всей местности страны и на ее обитателей, имеет собственный особый аппарат управления, воссоздает обязательные для всех правила и обладает независимостью и неприкосновенностью, приносит с собой побочные результаты в виде провалов собственной деятельности. Возможно, в том числе и предположить, что чем сильнее государственная власть и воздействие в экономической сфере., т.е., чем выше степень огосударствления экономики, тем сильнее уровень провалов государства.
К провалам государства относят:
- Ограниченность достаточной для принятия решений информации (правительственные решения нередко имеют все шансы приниматься при недоступности верной статистики, помимо прочего наличие лоббирования, мощных групп, бюрократии приводит к вескому искажению нужной информации).
- Неспособность государства всецело контролировать реакцию контрагентов на его действия. (Государственный сектор, как отмечалось выше, -- только 1 из деталей современного рыночного хозяйства, а значит, окончательные итоги начинаний, которые предпринимает правительство, находятся в зависимости не только от него самого.)
- Несовершенство политического процесса связанным с рациональным неведением избирателей, принятием случайных, волюнтаристских решений, воздействием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой -- применение лоббистами общественных ресурсов с целью получения от государства исключительных прав и превосходств, которые приносят им выгоды с помощью иных других членов общества.
- Ограниченность контролирования над государственным аппаратом. Госаппарат порой работает в законных, легитимных рамках и непреклонно преследует только лишь интересы общества, а вовсе не собственные личные.
Провалы государства неразрывно связаны с местом и ролью государства. Вследствие этого вначале рассмотрим эволюцию понятия функции государства, а после этого найдем провалы на каждой ступеньки существования государства.
Во времена меркантилизма наука государственного управления получила название «наука о полиции», Х. Вольфом была разработана теория полицейского государства, сообразно которой функции государства отнесены нравственными целями человека, правительство наблюдает за тем, чтоб рост народонаселения не был выше роста средств пропитания, поддерживает действие законов, создающих природный порядок и дает полную свободу конкуренции.
Физиократы считали, что функции государства -- сбережение естественного порядка, всеобщее образование, фирмы общественного характера.
Классическая экономическая школа, в ряду которой были такие экономисты, как А. Смит, У. Петти. А. Смит в собственной работе «Исследование о природе и первопричинах богатства народов» провозглашал, что функции государства -- обеспечение сохранности жизни человека и его собственности, разрешение споров, т. е. то, что индивид делает неэффективно, т. к. все ключевые макроэкономические цели достигаются вследствие не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма. Ж. Симонди считал, что функции государства -- наведение общественного порядка, социальные работы, народное просвещение, национальная оборона.
Представители марксистской теории утверждают, что функции государства -- активное непосредственное вмешательство в процессы социального производства.
Представители кейнсианства заявляли, что функции государства -- контроль и регулировка общего спроса, огосударствление экономики, дефицитное финансирование, расширение государственных общественных программ.
Неоклассическая теория (теория «не вмешательства», не регулирования). Представители неоклассиков, в том числе Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро, М. Фридмен говорили про то, что функции страны -- создание успешного предложения, частичная приватизация собственности, понижение бюджетного дефицита, закрепление денежного обращения, уменьшение соц. программ.
В современной научной идеи выделяются 4 ключевые функции государства:
1) экономическая -- обеспечение правильного функционирования и становления экономики при помощи поддержки конкурентной борьбы, охраны прав собственности, организации социальных работ, обеспечение свободы предпринимательства, законности правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование валютного обращения, контроль за внешнеэкономической деятельностью;
2) политическая -- обеспечение гос. и общественной безопасности, урегулирование взаимоотношений между противоборствующими соц. силами, охрана суверенитета и целостности страны от внешних посягательств, международного терроризма и т. п.;
3) социальная -- охрана прав и свобод всего населения, удовлетворение общественных потребностей людей;
4) идеологическая -- поддержание определенной идеологии, в том числе и религиозной, национальной культуры, науки.
Предложение услуг государства кроме того характеризуется рядом особенностей, которые имеют все шансы определять провалы государства.
1. Трудность определения и измерения выпуска. Нерыночной продукции нередко сложно дать определение, не говоря теснее про то, чтоб измерить ее число или же оценить качество. Любые измерители этих нерыночных услуг, как оборона, регулирование, социальные программы, очень спорны. Особенно сложно оценить качество такой услуги, потому что отсутствует информация, которая при выпуске рыночной продукции передается изготовителям через выбор и поведение потребителей. Только какие-либо виды услуг, которые предоставляются как государственным, но и частным сектором, возможно, попытаться сравнивать по качеству (к примеру, образование в частных и общественных школах).
2. Единственный производитель. Нерыночная продукция нередко изготавливается единственным агентством, то есть имеет место быть монополия, которая защищена законодательно. Неимение конкурентной борьбы повышает сложность оценки качества нерыночной продукции. В случае производства квазиобщественных благ (образование, здравоохранение) конкурентная борьба часто присутствует, хотя она в значительной степени ограничена в сравнении с конкурентной борьбой между частными производителями.
3. Отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет никаких ограничивающих сил подобных механизму прибылей и убытков при выпуске рыночной продукции. Отсюда и отсутствие надежного механизма прекращения государственной деятельности, когда она неэффективна.
В связи с этим можно сделать следующие выводы: провалы государства появляются в следствии вмешательства государства в экономику и ее неэффекивного распределения общественных ресурсов. Провалы государства были всегда, с того момента как появилось первое государство. Провалы государства в россии начали изучать недавно, хотя провалы существовали очень давно и очень крупные. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Советская энциклопедия // Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия».-1958.-с.821.
2. Жилина И.Ю., Феномен коррупции: общие подходы к изучению, Социально-экономические аспекты коррупции, Экономические и социальные проблемы России,- Москва: Изд-во 1998
3. Зверев В.Ф. Теория бюрократизма / от М. Вебера к Л. фон Мизесу.-Москва:Изд-во.Право.- 2005.-с.34
4. Опрос «Левада-Центра»Сможем ли мы победить коррупцию Российская газета.-2011.-20 декабря
5. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
6. Указ Президента РФ от 04.04.92 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" //Российская газета.-1992.- 07 апреля.
7. 07.08.92 N 828 "Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности глав администраций" // Российская газета.-1992.- 09 августа
8. Указ Мэра Москвы от 20.05 2008 г. № 33-УМ «О представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Предпринимательское право.- 2008.-22 мая.
9. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета.-2008.-20 мая.
10. Три кита налоговой реформы Дмитрия Медведева //Коммерсант.-2008.-18 февраля
11. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристь, 2004 Базылева М.Н. Экономическая теория. - Минск: БГЭУ, 2001, 385 стр.
13. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2001
14. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. /Пер. с англ. под ред. И.И. Елисеевой, В.Л. Тамбовцева. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - Т. 1.
15. .Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: Экон. фак. МГУ, ТЕИС, 2002. - Гл. 16.
|
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter |
Просмотров: 240 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
 |
ПОСЕЩЕНИЯ |
|
 |
|