Одна из важнейших ролей в обеспечении нормального функционирования любой экономической системы принадлежит именно государству. На протяжении всего своего долгого существования государство выполняло определенные функции в сфере экономики, так же как решало задачи поддержания порядка, законности, организации национальной обороны. В современном мире любое государство, с разной степенью вмешательства в экономику, осуществляет регулирование национальной экономики. Государственное регулирование экономики имеет очень важное значение для социального и экономического развития страны. Государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику (бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.). Государство всегда оказывало ключевое влияние на экономику, и на развитие общества в целом. Экономические функции - важная часть функционирования экономики.
В государственном участии нуждаются многие проблемы современного общества, которые не могут решаться только рыночными механизмами. К ним относится развитие социальной сферы, превратившаяся в один из важных источников эконом роста. Цель этой курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике. Во-первых, функциональный подход к деятельности государства помогает увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества, глубже усвоить само понятие государства. Во-вторых, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
В-третьих, дает возможность научно очертить его механизм в конкретных исторических условиях, содержание деятельности государства.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
«Экономическая функция государства» - единого понятия нет ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Экономические функции государства определяются обеспечением конкуренции и частичного предпринимательства, потребностями нормального функционирования рыночной экономики (рис. 1).
Рис. 1. Провалы рынка, обуславливающие содержание экономических функций государства
Возможности рыночного механизма не безграничны, хотя имеется немало достоинств. В некоторых областях механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства, т.к. рынок терпит фиаско. Именно провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства. В связи с несовпадением мнений на место и роль государства в экономике взгляды на экономические функции государства сильно различаются. Набор функций будет минимальный, если государству отводится незначительная роль в регулировании экономических процессов.
М. Фридмен, лидер монетарной теории, предлагает следующих «минимальный» набор экономических функций (табл. 1):
Таблица 1 Минимальные функции государства в регулировании экономики
Функции государства
|
|
Обеспечение рынка деньгами
|
Регулирование внешних эффектов
|
Управление нерыночным сектором хозяйства
|
|
|
Обеспечение рыночной экономики необходимым количеством денег, для регулирования в первую очередь уровня инфляции - основная функция государства по теории монетаризма.
Внешние эффекты - это издержки (выгоды) от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они делятся на отрицательные (издержки) и положительные (выгода для третьих лиц).
Рис.2 Отрицательный внешний эффект
Рис.3 Положительный внешний эффект
Очевидно, что существование внешних эффектов подрывает общественное благосостояние.
Решение вопросов национальной обороны и охраны общественного порядка, единая энергетическая система и национальная сеть коммуникаций, государственное управление, всеобщее здравоохранение, образование, фундаментальные науки и т.п. - все это заключается в управлении нерыночным сектором нацхозяйства.
Адам Смит выделяет следующие функции:
1) охрана жизни, свободы и собственности граждан;
2) осуществление правосудия;
3) обеспечение военной безопасности;
4) временное проведение протекционистской политики для защиты отечественной промышленности и торговли от иностранной конкуренции;
5) создание и содержание определенных общественных сооружений и учреждений, которые, будучи в самой высокой степени полезными для общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей.
К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю выделяют следующие основные экономические функции государства:
Исходя из поддержания и облегчения функционирования рыночной системы:
1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2. Защита конкуренции;
Правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы:
3. Перераспределение дохода и богатства;
4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
Экономисты подчеркивают, что многообразны функции государства, и ими выделяются только общие.
Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:
а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ, экологической защите путем превращения затрат на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самих предприятий;
б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;
в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.
Л. Абалкиным выделяются классические функции государства: контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; защита прав собственности; регулирование взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; обеспечение экономической безопасности страны обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями и т.д.
В то же время им подчеркивается следующее: «…с развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства».
Проведя анализ подходов к определению экономических функций государства, можем выделить следующие функции:
1)защита конкуренции за счет разработки и реализации, антимонопольных мер;
2) стабилизация экономики путем использования бюджетной, налоговой, и кредитно-денежной политики, сглаживание кризисных явлений: спада производства, инфляции, безработицы, укрепление национальной валюты;
3) эффективное управление нерыночным сектором народного хозяйства (фундаментальная наука, здравоохранение, образование, оборона, охрана правопорядка);
4) правовое регулирование экономических отношений, в том числе в области: бюджетного регулирования, налогообложения, трудового законодательства и пр.;
5) обеспечение социальной защиты и социальных гарантий за счет перераспределения доходов;
6) участие в международном управлении, оказание внешнеэкономической поддержки национальным товарам на мировом рынке.
Отдельно рассмотрим функции государства в условиях переходного периода экономики.
В.С. Степанова выделяет три блока функций, которые выполняет государство в переходный период:
1) функции тоталитарного порядка;
2) трансформационные функции;
3) рыночное регулирование.
В командной экономике целевую функцию государства можно описать следующим образом. Целевая функция государства выходит за пределы решений, экономически обоснованных, т.к. отсутствует адекватная оценка и невозможно вести централизованный учет заведомо искаженной «рассеянной информации». Цели государства удалены от экономических реалий и сообразны с политической линией.
В командной экономике «фиаско» государства приобретает масштабы, не сопоставимые с пользой от деятельности государства. Возникающие противоречия, порожденные тем, что функции рынка полностью возложены на государство, приводят к затяжному экономическому кризису. В конечном итоге, государство само становиться инициатором и проводником реформ.
|