Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Роль государства в современной экономике и экономике переходного периода

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (45.5 Kb)]

02.12.2018, 00:47
В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанньм является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования.

Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономией сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождает негативные последствия.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни.
Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности данной темы на сегодняшний день.
Цель настоящей курсовой работы заключается в рассмотрении роли государства в современной экономике и экономике переходного периода.
Для реализации поставленной цели следует рассмотреть определенные задачи:
- рассмотреть место и функции государства в рыночной экономике;
- роль Российского государства в переходный период
- рассмотреть методы и формы государственного регулирования.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру.

Структурно работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати, в частности такие периодические журналы как Экономист, Финансы и другие.

1. Необходимость вмешательства государства в экономику
1.1 Место государства в рыночной экономике


Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы. Современная экономика - это сотни тысяч предприятий, производящих огромную номенклатуру товаров и услуг. Движение массы разнообразных товаров в условиях рынка дополняется движением денег, ценных бумаг, обменом важнейшими технологиями, знаниями, информацией.

Цена в рыночной системе и ее динамика служат определенным ориентиром и для производителя, и для потребителя. В зависимости от изменения цены меняется и их поведение: производится и приобретается больше или меньше той либо иной продукции.
Важное место в рыночном механизме принадлежит конкуренции. Она способствует рациональному распределению ресурсов в обществе, их более эффективному использованию, содействует установлению оптимальной структуры экономики.
Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рыночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей силы.
С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, рыночной экономике присуши несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер.
Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики. Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны.

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.
Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации.
Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как считают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа", не вмешиваясь в экономические процессы.

Заметим, что обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.
Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны.

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планово-государственным управлением.

Система налогообложения бывает прогрессивной, регрессивной, пропорциональной. Прогрессивная система означает рост налоговой ставки вместе с ростом доходов и падение этой ставки с уменьшением доходов. При этом ставки налогов растут быстрее роста доходов, зато и падают быстрее с уменьшением доходов.

Регрессивная система формируется при косвенном налогообложении и акцизах. Косвенные налоги - это налоги, так или иначе включаемые в цену продукта, и таким образом налогом облагается не доход, а потребление. Регрессивность означает, что, чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя. Он потребляет больше, чем сберегает, а потребляет больше дешевых продуктов, на которые косвенные налоги выше.

Пропорциональная система налогообложения основана на прямом соответствии темпов роста налоговых ставок росту доходов и понижению их с падением доходов,

Государство облагает налогом то, что ему легче подсчитать. Ему легче контролировать доходы - оно в основном их и облагает налогом. Что-то тут оно не может учесть - налог будет установлен, на первый взгляд, на производство. Например, НДС - налог на добавленную стоимость - налог на производство. Хотя государство отчетливо понимает, что производитель включит НДС в свои издержки, а, следовательно, платить его будет потребитель. Безусловно, налоги надо платить, хотя они в принудительной форме сокращают доходы населения. Налоговая система позволяет государству, по мере возможности, равномерно распределять его затраты на все общество. Именно это обстоятельство ставит заведомо вне рамок закона тех, кто скрывает свои доходы от налогообложения. К сожалению, в России эта практика имеет место везде - следствие неразберихи переходного состояния самой России. А вот на Западе самым суровым уголовно наказуемым преступлением после убийства и выпуска фальшивых денег является сокрытие доходов от налогообложения, оценивается оно как преступление против основ государственного строя.

Налоговая политика - это не только политика формирования госбюджета. Варьируя налоговые ставки, государство либо стимулирует производство тех или иных товаров и услуг, либо заставляет уменьшать их производство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных товаропроизводителей менять инвестиционную политику. С другой стороны, оно, оперируя теми же налоговыми ставками, пытается скорректировать уровень жизни населения, увеличивая подоходный налог с больших доходов и развивая за этот счет систему социальной защиты наименее оплачиваемых работников.

Корректирующая и регулирующая функции государства особенно наглядно проявляются в расходовании госбюджетных средств, в операциях с ценными бумагами, субвенциях, структурной политике и политике социальной защиты.

Посредством скупки и продажи ценных бумаг государство увеличивает или уменьшает банковские резервы, следовательно, повышает или понижает ставку процента и, стало быть, проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Регулирует доступность кредита и в целом корректирует инвестиционную политику.

Субвенции государство, как правило, оказывает отраслям производства, отстающим в развитии от общего уровня. Такие отрасли имеют слабый потенциал накопления, экономике они крайне необходимы, но своими силами равняться в развитии с остальными отраслями, конкурировать с ними не могут. Эти отрасли: почти везде сельское хозяйство, добывающие отрасли, кроме нефтегазовой. Особенно нуждаются в этом горнодобывающие отрасли. Получателем субвенции может быть отдельное предприятие, и не обязательно из указанных отраслей. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: ПРИОР, 1999. С. 291.

Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).

Ограничения динамики кредитования.

Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или (как это принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования имеют "минусы": они ослабляют роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы "под одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 193 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz