В развитии экономики во второй половине XX веке обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующие воздействие государства, где оно необходимо. Государственное вмешательство в экономику может быть оправданно с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Все экономисты сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Спорными остаются лишь вопросы о формах, масштабах и эффективности вмешательства. Недооценка экономической роль государства порождает негативные последствия.
II. Теоретическая часть
1. Необходимость вмешательства государства в экономику
Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Все процессы в экономике подчиняются единым, достаточно жестким закономерностям. Их основой является рыночный механизм и его инструменты : цена, спрос, предложение и конкуренция. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном её развитии. Как и любая социально-экономическая модель, рыночная не является абсолютно идеальной. Она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжения всей истории рынка приводит к поиску средств и методов по усовершенствованию её действия. Наиболее существенные дефекты рыночной экономики можно определить в две группы. К первой относятся те, которые связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полностью или частично выпадает из зоны действия рынка и рыночного механизма. (Национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, охрана и репродукция окружающей среды и т. д.) к второй группе относятся обстоятельства, связанные с тем, что рынок не в состоянии обеспечить социальную справедливость. Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требующих дополнений к действию рыночного механизма, существует и ещё ряд обстоятельств, объективно определяющих необходимость стороннего вмешательства в работу рынка. К их числу можно отнести необходимость в рыночной экономике правовой и институциональной среды. История существования рынка показала, что единственным органом, способным существенно дополнить и усовершенствовать рыночный механизм, было и остаётся государство. В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственно вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъёмов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельностей всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берёт на себя обеспечение правовой основы и социального климата, которые содействуют эффективному функционированию рыночной экономики. Вмешательства государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным. По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящее процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Теоретически осознание роли государства связанно с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать её дальнейшей стабилизации. Государству принадлежит важная роль в вмешательство государства в создании и развитии составных частей рыночного механизма - цены, рыночного спроса и предложения. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства (когда конкуренция выступает двигателем прогресса), так и отрицательного (если конкуренция усиливает дифференциацию общества). Осуществляя либерализацию, цен государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей.
Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него - и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определённые инструменты и приёмы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения размеров предложения, созданием предпосылок для экономического роста.
Эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Разумный синтез государственного регулирования и механизм рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным. Поэтому одна из основных задач экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночных процессов. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приведёт к нежелательным последствиям.
В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйственного субъекта (государственный сектор).
2. Цели, направления и методы государственного урегулирования экономики
В условиях современной экономики существуют несколько взглядов на проблему необходимости вмешательства государства в экономику. Преобладающей является точка зрения, согласно которой государственное вмешательство необходимо осуществлять дифференцированно и дозировано.
Из-за неоднородности различных стран в уровне социально-экономического развития, национальных, исторических, и других особенностей. Не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Можно выделить два основных направления вмешательства государства. Во-первых, непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности, как собственника, так и предпринимателя. Во-вторых, осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов. Диапазон сферы непосредственной деятельности государства в экономике велик и разнообразен. Государство может участвовать в любой отрасли экономики. Так как государство выражает интересы всего общества, круг его непосредственной деятельности ограничен.
Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны представлять каких целей они хотят достичь и какими средствами они располагают. Определение множества целей называется целевой функцией. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной экономической политики при их выполнении (количество инструментов должно быть равно количеству целей). По отношению друг к другу цели могут быть:
· Взаимозяменяющиеся - невозможно достижение всех целей одновременно (контроль над темпами инфляции и безработицы);
· Взаимодополнение целей макроэкономической политики состоит в том, что они могут сочетаться друг с другом (рост национального дохода и рост занятости);
· Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга (снижение безработицы до определённого уровня может не влиять на темпы инфляции).
По мере накопления опыта государственного регулирования происходит сокращение размерности целевой функции. Позже многие правительства стали рассматривать лишь несколько задач: устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, борьба с инфляцией (не более 10%), стабильное поступление денежных средств в казну. Цели государственной политики реализуются путем государственного регулирования.
Государственное регулирование представляет процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности рыночного механизма и обеспечение экономической стабильности. Достижение основной цели регулирования находится в прямой связи с реализацией конкретных целей. Среди которых важнейшими являются: противодействие (или нейтрализация) циклическим колебаниям и их последствиям в экономике; ограничение (или поощрение) последствий внешних эффектов; целенаправленное дорегулирование тех социально-экономических сфер, в которых действие рыночных регуляторов либо ограничено, либо отсутствует. Решение задач, связанных с достижением каждой из поставленных целей, имеет свою специфику и может осуществляться по разным направлениям.
Противодействие колебаниям в экономике государство может осуществлять по нескольким направлениям. Одним из таких направлений может быть расширение спроса. Регулирование спроса государство реализует с помощью снижение налогового бремени, принятия мер для роста доходов или снижения процента. Другими направлениями борьбы за экономическую стабильность могут быть борьба с безработицей и инфляцией. Действуя в этом направлении, государство регулирует инвестиционный климат и массу денег, находящихся в обращении.
Свою специфику и направления имеет и регулирование последствий внешних эффектов. Внешние или побочные эффекты представляют собой явления, способные оказывать на потребителя косвенное воздействие, которое не может иметь конкретной денежной оценки. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Последствия побочного эффекта не могут быть полностью учтены и автоматически компенсированы (через механизм спроса и предложения).
Необходимость целенаправленного регулирования отдельных социально-экономических сфер обусловлена тем, что рынок не может гарантировать право на доход и труд, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и сохранению среды обитания и т.д. Наличие негативных сторон действия рыночного механизма требует от государства вмешательства именно в те сферы, где необходима корректировка и дополнительное регулирование экономических отношений. Разнообразие сфер, требующих регулирование со стороны государства, делает необходимым использование широкого круга регулирующих мер.
Реализация государственного регулирования осуществляется с помощью большого набора методов. Методы государственного регулирования представляют собой систему способов и норм, с помощью которых государство регулирует экономические отношения. Их принято делить на экономические и административные.
Преобладают экономические методы. Они представляют собой набор специальных инструментов, с помощью которых происходит опосредованное регулирование государством экономических процессов. Это методы, которые стимулируют развитие отдельных субъектов национального хозяйства или их производств (индикативное планирование, инструменты денежно-кредитной, налоговой и бюджетной системы и пр.), т.е. это стимуляторы экономики или сдерживающие факторы.
Среди экономических методов выделяют в первую очередь денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движения курса акций.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой не возможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы. Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора.
Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственно предпринимательства достаточна широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкости сравнительно высоки (энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли, менее привлекательные для частного предпринимательства). Причинами роста государственного сектора в экономике являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.п.
По мере развития и усложнения рыночной экономики повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные этапы стали формировать в виде государственных программ. Для их реализации создаются экономические центры с привлечением ученых, представители центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентом, где заслуживается отчеты о ходе их выполнения.
Индикативное планирование государство осуществляет для указания параметров развития как экономики в целом, так и отдельных её сфер и отраслей, на определённый период. С его помощью прогнозируются и устанавливаются ориентиры по реализации конкретных задач определенной экономической политике государства. В отличии от директивного планирования, показатели индикативного планирования не предназначены для конкретных исполнителей и не обладают силой государственного закона. Они имеют лишь рекомендательный смысл при выборе представителями бизнеса направлений деятельности на перспективу.
Экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные регуляторы, влияющие на положение страны в мировой экономике. Их значимость тем больше, чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей.
Для стимулирования экспорта государство применяет разнообразные экономические методы: предоставляет экспортерам налоговые льготы; берет на себя гарантии экспортных кредитов, использует торгово-экономические соглашения. Сильным средством поощрения экспорта является регулирование валютного курса и вывоз капитала.
Административные методы регулирования представляют собой набор мер, устанавливаемых органами государственной власти, по разрешению, запрету, принуждению и ограничению деятельности экономических субъектов. К таким методам относится поддержка или ограничение частного бизнеса, предоставление отдельным сферам (предприятиям) льгот, дотаций и преференций или, напротив, установление жестких или ограничительных санкций для некоторых сфер и фирм.
Помимо этого государственное регулирование экономики может осуществляться посредством государственного заказа отдельным фирмам или корпорациям на производство некоторых общественно важных продуктов или услуг. Это могут быть заказы на производство военной техники, на строительство дорог и жилья.
Административные методы регулирования широко используются во внешнеэкономической деятельности. Регулируя экспортно-импортные операции (за счет установления квот и таможенных пошлин), государство регулирует ввоз и вывоз товаров и тем самым способствует ограничению или, наоборот, развитию тех или иных производств в стране.
К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольным рынком.
Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице. А также при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.
Разграничение между экономическими и административными методами до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. В данном случае любые экономические методы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный метод, прямо вынуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает косвенное воздействие на целый ряд взаимосвязанных процессов. Любые административные методы несут в себе черты, характерные для экономических методов. Разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.
В мировой экономической науке понятие государственного вмешательства в рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении.
Использование перечисленных методов и инструментов их реализации в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику. Её основной смысл состоит в том, что применение любого из них должно не нарушать (а если и нарушать, то временно), а дополнять и делать более эффективной работу рыночного механизма. Вступление в противоречие государственного воздействия на экономику с механизмом и законами рынка неизбежно приведет к нежелательным результатам и, как следствие, к нарушениям хозяйственным связей и экономическому хаосу.
Поэтому при использовании методов государственного регулирования преимущество должно отдаваться экономическим методам, а не администрированию. Государство должно использовать только те методы, применение которых в данный момент способно приносить лишь положительный эффект.
|