Особенности российского франчайзинга - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 02:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Особенности российского франчайзинга

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (75.8 Kb)]

03.12.2018, 07:44
Спросите на улице первого проходящего, что такое мерчендайзинг. Или еще лучше, что такое супервайзинг. Все правильно, ответ зависит от того будем ли мы спрашивать на рабочей окраине, в спальном районе, или возле стен ВУЗа. В принципе, на вопрос и что такое франчайзинг, определенного ответа мы тоже не получим. Возможно, мы поставим респондента вообще в тупик. То есть термин франчайзинг сам по себе малознакомый. Так вот и давайте отправимся в небольшое путешествие, целью которого станет исследование этого «восьмого чуда света», а задачами установим себе познание сущности франчайзинга, его преимуществ и недостатков, открыть мировой опыт франчайзинга, его черты для России, узнать, что он представляет из себя по российскому праву, озадачимся пониманием коммерческой концессии и откроем для себя, о чем докладывали выступавшие на Тюменском форуме. К тому же мы легко узнаем, как можно относительно стать владельцем предприятия известного всему миру.

Для начала давайте сходим, перекусим чем-нибудь, заморим червячка, так сказать. Предлагаю зайти в «McDonald's». Можно, конечно в «Планета Суши», но говорят там все постное, а на улице-то минус 20. По дороге давайте заглянем в «Евросеть», закинем денег на баланс. А после мы посмотрим в «Дубль Гис» и сходим в магазин «Арсенал +» и приобретем новый картридж. Да, кстати, «1С» на ноутбуке еще «глючит», пусть специалисты поглядят. Ну да ладно, вначале в «McDonald`s»!

Для тюменца вышеперечисленные бренды не в новость, но, то каким образом эти предприятия появились у нас, знают немногие. А вот появились они как раз путем франчайзинга.

На рынке постоянно появляются новые компании. Честь этих компаний через пару-тройку лет исчезает, а их названия мы забываем, как забываем и их логотипы и слоганы, порой весьма экзотичные. Но, несмотря на все сложности, достаточно большое количество компании остаются на рынке, успешно производят и реализуют продукцию, оказывают услуги. Более того, не редко мы можем наблюдать картину, когда предприятия укрупняются, расширяются, становятся компаниями регионального и национального размаха. А есть предприятия размаха поистине мирового, их филиалы и дивизионы разбросаны по всему миру, их бренды знают и стар и млад, их слоганы, сопровождающие рекламные ролики и всевозможные рекламные проспекты, и вывески, вертятся в наших головах. Это современный бизнес. Напористый и вездесущий, навязчивый и готовый обслужить вас где угодно и когда угодно. Господа нувориши очень «пекуться» о своей «пастве».

Оказывается, что эти самые вездесущие предприятия достигают своей экспансии методом весьма простым, дешевым и, что самое главное, весьма привлекательным для тех, кто мечтает о своем бизнесе. Ведь открыть свое дело мечтают многие, но не многим дано это осуществить, а стать преуспевающим предпринимателем вообще могут стать единицы. Вот и придумали счастливые обладатели успешного бизнеса свой бизнес «клонировать» и, естественно, извлекать из этого прибыль. Новоявленных «взрощенных» или «клонированных» бизнесменов даже привлекает тот факт что «им будет оказана всяческая информационная поддержка, будут передаваться «новые» технологии, будет оказана поддержка в сырье, рекламе, маркетинге и других ресурсах».

Задачей данной работы стала и попытка заглянуть за кулисы современного бизнеса и узнать, как «просто» этот бизнес проник в деревню Васюки, рассредоточился от южных гор до северных морей, и стал, порой, нашей ежедневной необходимостью. Актуальность работы в том чтобы показать как «это» просто работает и что каждый может стать вполне преуспевающим бизнесменом, приобрести себе «Антилопу Гну», наесть второй подбородок, стать человеком весьма уважаемым в своей среде.

Таким образом, объектом исследования является франчайзинг, а предметом исследования выступит франчайзинг в России.

ФРАНЧАЙЗИНГ - коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг -- это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая, за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми (например, франчайзи может использовать бренд в определенной отрасли), так и жесткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера, от размеров и цвета полок до униформы персонала). Филипп Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

· франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;

· франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;

· франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

1.2 Преимущества и недостатки франчайзинга

Рассмотрим преимущества франчайзера

Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления.

При всем при этом, франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков, -- обучение и подбор персонала, контроль качества и т.д.

А теперь преимущества франчайзи

Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

Возможность открыть собственное дело

Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

Возможность выбора отрасли

Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации -- коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

Возможность снизить риски

Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

Удачный выход на рынок обеспечен

Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

Минимальные затраты на рекламу и маркетинг

В связи с тем, что франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

Получение доступа к базе знаний франчайзера

Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

Гарантированная система поставок

Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры -- Франчайзи -- имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

Однако, не все так безоблачно. Оказывается, что франчайзинг имеет и другую, совсем не привлекательную сторону, которая отталкивает инвесторов, мечтающих о бизнесе не зависимом.

· Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

· Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.

· Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.

· Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 219 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz