Меню сайта |
|
 |
|
Иностранные инвестиции и франчайзинг
| 03.12.2018, 21:40 |
Создание контрольной работы предусматривает раскрытие вопроса, касающегося иностранных инвестиций, и вопроса франчайзинга.
На данном этапе развития мировой экономики, в период приоритета инноваций, очень важен вопрос насыщенности капитала страны инвестициями.
В условиях технической отсталости российского производства, сырьевой ориентированности экспорта необходимы огромные объемы инвестиций для освоения новых технологий, обновления основного капитала. Без поступления этих инвестиций ждать улучшения социально-экономического состояния не приходится.
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние и перспективы развития и конкурентоспособности национального хозяйства. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами, поэтому вопросы управления инвестициями имеют огромную роль как для отдельных хозяйствующих субъектов, регионов, так и страны в целом.
Для России вопрос притока иностранных инвестиций важен с той точки зрения, что вместе с иностранным капиталом в страну придут новых производственные технологии и методы управления.
Цель контрольной работы - раскрыть экономическую сущность понятия «иностранные инвестиции». Для этого нужно решить следующие задачи: дать понятие термину, описать их виды, рассмотреть их роль в экономике России, оценить размер и динамику за 2009-2011гг.
Разработка темы франчайзинга требует раскрытия его сущности как экономического явления, описания достоинств и недостатков.
Франчайзинг последнее десятилетие набирает обороты в России. Однако в большей степени - это способ повышения узнаваемости и влиятельности бренда, нежели повышения финансовых результатов за продажи собственной методики ведения бизнеса.
Цель раскрытия этого вопроса - раскрыть сущность франчайзинга как экономического явления. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение термину «франчайзинг»;
- раскрыть правовые основы франчайзинговой деятельности;
- описать различные виды франчайзинга;
- привести примеры действующих франчайзинговых предприятий;
- выявить положительные и отрицательные стороны данного явления.
1. Экономическая сущность иностранных инвестиций
Инвестиции - это любые имущественные или интеллектуальные ценности, вкладываемые в предпринимательскую деятельность, в результате использования которых образуется прибыль или достигается социальный эффект.
Иностранные инвестиции предполагают вложения капитала зарубежными собственниками на долгий период времени в наиболее перспективные отрасли экономик, либо наоборот: вывоз отечественного капитала в другие страны. Экспорт капитала, как правило, происходит в результате создания совместных предприятий либо филиалов крупных компанийНешитой А.С. Инвестиции. - М.: Дашков и Кo, 2008. - с.281-342..
С другой стороны многие страны в целях развития приоритетных отраслей, либо в целях сокращения затрат на производство активно инвестируют свои средства за границу. В любом случае такие инвестиции приносят большую прибыль, нежели если они остались внутри государства.
Весьма важна роль иностранных инвестиций для России: благодаря иностранным вложениям и созданию совместных предприятий внедряются новые методы управления, технологии производства, устанавливается новое оборудование.
Деятельность, касающаяся иностранных инвестиций, регулируется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Согласно закону «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».
Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Также закон способствует привлечению на территорию страны передовых технологий и управленческого опыта.
Стоит отметить, что законом предусматривается наличие льгот для иностранных инвесторов и более благоприятный правовой режим, чем он предоставляется российским инвесторам. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Иностранному инвестору разрешено осуществлять все виды инвестиций на территории Российской Федерации.
Интересен тот момент, что при изменении налогового законодательства таким образом, что на компании с участием иностранного капитала увеличивается совокупная налоговая нагрузка, по приоритетным инвестиционным проектам иностранному инвестору гарантируется стабильность нагрузки в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет (т.е. изменения в законодательстве к нему не применяются).
После уплаты налогов и других платежей иностранный инвестор имеет право на свободное использование доходов и прибыли (может реинвестировать в пределах Российской Федерации, может беспрепятственно вывести за границу).
Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Государственным органом, отвечающим за привлечение иностранных инвестиций в Россию является Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничестваФедеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г., 19 июля, 16 ноября, 6 декабря 2011 г.).
Оно выбирает меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов, разрабатывает и реализует федеральные программы по привлечению иностранных инвесторов, утверждает список приоритетных проектов, привлекает инвестиционные кредиты международных организаций для финансирования инвестиционных проектов федерального значения на территории Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений, осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества, осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
По своим характеру и формам иностранные инвестиции могут быть различными:
1) По источникам происхождения:
· Государственные (официальные) - это средства госбюджета, отправляемые либо принимаемые из-за рубежа по решению правительства или межправительственных организаций. Сюда входят государственные займы, ссуды, международная помощь.
· Частные - это средства физических и юридических лиц, помещаемые за рубеж или принимаемые оттуда. Это приобретение ценных бумаг иностранных компаний, участие в их уставном капитале, торговые кредиты, межбанковское кредитование. Несмотря на то, что средства выделяются не из госбюджета, правительство может их регулировать.
2) По срокам размещения:
· Краткосрочные
· Среднесрочные
· Долгосрочные (более, чем на 15 лет). Сюда относят все вложения в форме прямых и портфельных инвестиций.
3) По характеру использования:
· Ссудные. Предполагают предоставление средств в виде займа с целью получения дохода в виде процента за пользование кредитом.
· Предпринимательские. Вкладываются в производство и связаны с получением некоторого объема прибыли в форме дивидендов. Они в свою очередь делятся на прямые и портфельные. Прямые инвестиции ориентированы на долгосрочность, обеспечивают право собственности или прав в управлении. Согласно рекомендациям ОЕСР и МВФ, предприятие прямого иностранного инвестирования определяется как компания, в которой иностранный инвестор владеет 10 % и больше акций с правом голоса или капитала. Портфельные инвестиции - это вложение капитала в ценные бумаги с целью получения дохода и при отсутствии права реального контроля над объектом инвестирования, дают исключительно право на получение дохода.
МВФ выделяет еще одну группу - “прочие инвестиции”, в которые в основном входят международные займы и банковские депозиты, лизинг, приобретение валюты и размещение денежных средств на депозитах.
Еще раз отметим, что иностранные инвестиции на территории России могут осуществляться через:
· создание компаний, принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
· открытия совместных предприятий;
· покупку инвестором недвижимости, сооружений и ценных бумаг;
· приобретение прав на землю и другие природные ресурсы;
· предоставление займов, имущества, интеллектуальной собственностиКолтынюк Б.А. Инвестиции: учебник. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2009 - с.123-141..
В связи с тем, что Россия до сих пор воспринимается как страна с высоким уровнем криминала, коррупции и нестабильной политической и экономической ситуацией, встает проблема стимулирования притока иностранных инвестиций. Так как объем иностранного капитала ограничен, то возникает вопрос «в какие отрасли его привлекать?». А в связи с сырьевой ориентированностью экспорта, неразвитостью технологий производства качественного конечного продукта встает необходимость ограничения притока в определенные сферы (например, добычу ресурсов).
Приток прямых инвестиций следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Стимулировать же приток портфельных инвестиций необходимо во все отрасли. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Не стоит забывать, что в разрезе иностранных инвестиций рассматривается не только приток, но отток капитала из страны.
За последние годы в России появился ряд предприятий и предпринимателей, обладающих крупными финансовыми резервами. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Отток денежных ресурсов, которые могли бы быть реинвестированы в российскую экономику, в несколько раз превышает их приток. Причина оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм.
По данным Росстата на конец 2010г. объем иностранных инвестиций в экономику России в 2010 году составил $114,7 млрд., что на 40,1% больше, чем в 2009 году. Объем прямых иностранных инвестиций при этом снизился до $13,8 млрд., или на 13,2%, по сравнению с 2009 годом. Эксперты отмечают, что инвестиционная привлекательностьРоссии невелика, Запад предпочитает вкладывать в Китай.
Основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 84,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций. В свою очередь, из России за рубеж в 2010г. году было направлено $96,2 млрд. иностранных инвестиций, что на 16,1% больше, чем в 2009 году. Таким образом, объем оттока составляет порядка 85% поступающих в страну иностранных инвестиций Портал об инвестициях [электронный источник]: http://www.rusconsalting.ru/foringinvest/index.html.
Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике России к концу 2010 года составил $300,1 млрд., увеличившись по сравнению с результатами за 2009 год на 11,9%. Накопленный объем инвестиций из России на конец 2010 года составил $82 млрд.
Структура накопленного иностранного капитала такова, что порядка 58% приходится на кредитные (возвратные) средства. Доля прямых вложений в реальный сектор экономики сократилась и составила 38,7% в 2010г. против 40,7% в 2009г.. Доля портфельных инвестиций, отражающая вложения на финансовых рынках РФ также снизилась, до 3% против 3,8%Рубцов Б. Б. Мировые рынки ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2009. -- с. 205-213.. Такую ситуацию можно объяснить нестабильностью экономической ситуации в России.
|
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter |
Просмотров: 184 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
 |
ПОСЕЩЕНИЯ |
|
 |
|