Модели рынка: соотношение конкуренции и власти - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (74.8 Kb)]

18.11.2018, 16:29
Введение

Глава 1. Модели рынка

1.1 Модели рынка и экономической политики

1.2 Конкуренция как основа рыночной экономики

1.3 Модели рынка несовершенной конкуренции

Глава 2. Монополия как рыночная власть

2.1 Сущность монополии и показатели монопольной власти

2.2 Источники и экономические последствия монопольной власти

2.2.1 Источники монопольной власти

2.2.2 Экономические последствия монопольной власти

2.2.3 Монопольная власть на примере ОАО «РЖД»

2.3 Монополизм в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, является одним из ключевых понятий экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Целью работы является рассмотрение моделей рынка, а также соотношения власти и конкуренции в них.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятию «рынок»;

Определить основные модели рынка и дать им характеристику;

Рассмотреть основные модели рынка несовершенной конкуренции;

Рассмотреть монополию в качестве рыночной власти основной;

Рассмотреть основные особенности монополии в РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава раскрывает основные теоретические особенности моделей рынка. Также в первой главе приводится основная классификация рынков несовершенной конкуренции.

Вторая глава характеризует монополию как основную рыночную власть. Также на примере ОАО «РЖД» рассматривается монопольная политика организации. Во второй главе также затронута тема особенностей монопольной власти в РФ.

Глава 1. Модели рынка

1.1 Модели рынка и экономической политики

Американская, или либеральная, модель рынка в своем классическом виде существовала с начала XX в до конца 20-х годов (экономического кризиса 1929-1933 гг.). Эта модель была модифицирована в ходе реализации «нового курса» Ф Д Рузвельта и широкого использования кейнсианских методов регулирования после второй мировой войны Черты либеральной модели рынка сохранились и до сих пор, что связано с наличием огромного внутреннего рынка, ведущих позиций американских монополий на мировом рынке, слабостью профсоюзного движения социально-демократического направления и рядом других внешних факторов.

Характерными чертами американской модели рынка можно назвать следующие:

- регулирование экономики осуществляется по остаточному принципу, т.е. регулируются те аспекты воспроизводства, которые не поддаются эффективному регулированию на основе свободной конкуренции.

- для американской модели рынка характерна значительно меньшая часть госбюджета в ВВП и меньше социальных расходов. Во-первых, это связано с другой функцией налоговой системы: налоги берутся не только для перераспределения доходов, а скорее для воздействия на уровень цен для изменения структуры предложения и спроса. Во-вторых, это связано с другой структурой государственных расходов: более низкий уровень государственных инвестиций (за исключением инвестиций в ВПК, аэрокосмическую промышленность и др.);

- более высокий уровень государственных закупок и расходов на поддержку стабильности валютной системы.

К особенностям американской модели рынка относится ярко выраженный антициклический, антиинфляционный характер вмешательства государства в рыночную экономику.

Усиление государственного регулирования после второй мировой войны существенно модифицировало либеральную модель рыночной экономики в европейских странах. Эти процессы были связаны не только с потребностями самого рынка, но и с особенностями классовых отношений, необходимостью больших трансформаций в производстве и рядом других экономических и политических факторов. Опишем некоторые европейские модели далее:

1. Немецкая, или неолиберальная, модель рынка государственного регулирования.

Согласно этой модели, государственное регулирование направленно на устранение препятствий свободной конкуренции, прежде всего таких, которые создаются свободной конкуренцией. Здесь налицо отход от остаточного принципа регулирования рынка, поскольку признается необходимость сознательной поддержки воспроизведения условий свободной конкуренции и отрицается стихийный характер воспроизведения подобных условий. [1, с. 46-64]

Авторы немецкой модели, учитывают давние и весомые позиции социальной демократии в стране, исходя из наличия общественных интересов товаропроизводителей.

Отличием немецкой модели является регулирование экономики через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую, что связано с традиционно высокой организацией финансового капитала. Влияние на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а скорее из-за поддержания оптимального сочетания между величиной совокупного ссудного капитала и величиной капитала, занятого в промышленности и торговле и связанную с этим величину процента. Важным каналом регулирования рынка по немецкой модели является валютно-финансовое регулирование.

Специфика немецкой модели проявляется также в бюджетно-налоговой политике. Размеры налогов и госбюджета согласуются с ростом экономики. Государство изымает ту часть доходов, которая не может бы быть эффективно реализованной на рынке без «перегрева» конъюнктуры и усиления инфляционного давления. Налоговая политика направлена на сдерживание чрезмерного роста в рамках составленной неэффективной структуры экономики и ставит непосредственной задачей не перераспределение доходов, а замораживание инфляционных доходов.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей (владельцев и наемных работников), которые вносят вклад в рост рынка, включая или его экспортную часть, или прогрессивные структурные сдвиги в экономике.

Германия занимает среднее место среди развитых стран по доле госбюджета в ВВП и коэффициента Джини, характеризующий дифференциации населения по уровню доходов. Занятость разглядывается как результат своевременных структурных перестроек на основе эффективности экономики и быстрых темпов ее роста, поддержки стабильности валюты. Наблюдается более высокий уровень занятости и, чем в США (до конца 70-х годов), однако меньше, чем в Японии и Швеции.

2. Английская модель рынка.

Английский, или европейско-кейнсианская, модель рынка была самой распространенной в послевоенной Великобритании, Франции, Италии. По мере развития западноевропейской интеграции в 60-80-е годы XX в., унификации хозяйственных механизмов происходил процесс размывания этой модели и усиление черт немецкой модели рынка.

Для английской модели характерно наличие значительной по масштабам и долей государственной собственности, осуществления государственных закупок в крупных размерах: значительные государственные инвестиции для поддержки занятости, решения социальных задач. Государственный бюджет выполняет во многом функции концентрации спроса в руках государства, которое получает доходы через производство и реализацию товаров и тратит их на монопольное установление условий. Отсюда возникает склонность к инфляции как результат государственного регулирования.

В рамках американской и немецкой моделей рынка государственный бюджет-это фактор влияния на структуру и объем предложения, поскольку налоги, дотации, субсидии, налоговые кредиты увеличивают уровень цен на одни товары и снижают его на другие, кроме того, госбюджет должен замораживать инфляционные доходы.

В английской модели госбюджет выступает качестве фактора влияния на спрос путем концентрации, перераспределения доходов, которые изменяют структуру спроса и влияют на цены через изменение спроса

Характерной чертой английской модели рынка является государственная собственность на предприятия капиталоемких и малорентабельных отраслей, продукция которых существенно влияет на уровень расходов в других областях, особенно экспортных. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе сопровождалось свертыванием экономически неэффективных производств, что привело к сокращению масштабов государственной собственности.

Необходимо отметить, что влияние на уровень цен путем концентрацией спроса в руках государства - это рыночный метод регулирования рынка, несовместим с методами административного распределения товаров. Однако в экономической политике Великобритании, Франции и ряда других стран последние методы были распространены во время войны и в послевоенные годы. [6, с. 132-142]

3. Шведская модель рынка.

Шведская модель рынка была распространена в Скандинавских странах, встречалась на отдельных этапах реформы в Испании, Португалии, Греции. Для этой модели характерно преобладание социал-демократического подхода к экономической политике. По шведской моделью регулирования рынка осуществляется прежде всего через регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне (например, установление фиксированных ставок) и через государственную собственность на предприятиях, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и формирование величины стоимости рабочей силы.

Характерной чертой шведской модели является сильная социальная политика, которая обеспечивает наименьшую дифференциацию населения по уровню доходов и высокий уровень занятости, который предполагает государственные расходы на переквалификацию рабочих и поддержание численности рабочих мест. По сравнению с США доля расходов на переквалификацию рабочих в госбюджете выше, чем доля расходов на помощь безработным. По сравнению с Великобританией занятость поддерживается большей степенью из-за переквалификации рабочих, чем через поддержание численности рабочих мест. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги или услуги по льготным ценам).

Для шведской модели характерные противоречия между поддержкой занятости, реализации социальных программ, с одной стороны, и обеспечением высоких темпов роста, повышением эффективности, борьбы с инфляцией - с другой стороны. Обострение этих противоречивых сторон оказывается в размывании некоторых коренных черт шведской модели. В частности, имел место переход к заключению трудовых договоров на уровне отдельных отраслей и предприятий, осуществлялась приватизация доли коммунального имущества и предприятий госсектора, проводилось сокращение ряда трансфертных платежей и льгот и т.д.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе, вовлечение в него шведского капитала (отток капитала из страны, создание совместных предприятий), усиление иностранной конкуренции способствовали пересмотру экономической политики шведскими социал-демократами в 80-х года.

4. Японская модель рынка.

В этой модели основным субъектом является корпорация со специфической внутренней структурой. Владельцем корпорации является юридическое лицо, представленная физическими лицами.

Корпорации присваивают доход в размере не предпринимательской прибыли, а заработной платы за выполнение специфических функций (разрыв в уровнях максимальной и минимальной заработной платы составляет не больше 5 или 6 заработных плат. В отличие от США, где такой разрыв достигает 10-11 раз) и в виде дивидендов по акциям, причем доля доходов в виде дивидендов по акциям не велика.

Для японских корпораций характерны особые методы закрепления рабочей силы за предприятием: патернализм на уровне корпорации, долгосрочные трудовые соглашения, содействие корпорации в воспитании с своих работников, получении ими квалификации и образования, набор льгот, создание условий для профессионального развития и творчестве.

Перелив капитала между корпорациями осуществляется через движение банковского капитала: доля заемных средств значительно превышает долю средств, получаемых от продажи акций. Отсюда большое значение имеет регулирование через банковско-кредитную систему и меньше - через бюджетно-налоговое регулирование.

Для японского рынка характерны группировки мелкого и среднего бизнеса вокруг корпораций, закупающие продукцию этих предприятий

Ведущие позиции Японии в мировой торговле позволяют поддерживать стабильность иены с помощью экспортно-импортных операций, которые формируют благоприятное для нее соотношение цен товаров, и выраженные в иенах, и цен товаров, выраженные в любой другой валюте.

Японской моделью рынка используются также административно-экономические методы регулирования (например, установление сроков и размеров обновления оборудования конкретной корпорации и с указанием штрафных санкций за невыполнение, принятия государственных решений о переносе предприятий и т.д.).

5. Модели рынка в новых индустриальных странах.

Данные модели характерны для послевоенного развития таких стран, как Бразилия, Мексика, Аргентина, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Египет и др. Характерная особенность этих моделей заключается в изломе традиционных структур и формировании рыночно-предпринимательских отношений на основе создания предприятий новых технологий и включения в международное разделение труда на этой основе. Эти процессы осуществляются за счет государственных ресурсов, которые управляются непосредственно государством или передаются в той или другие и форме национальным предпринимателям, а также за счет привлечения иностранного капитала. Такие страны показывают пример рынку, который создается самим государством за свой счет.

1.2 Конкуренция как основа рыночной экономики

Конкуренция является настолько многогранным понятием, что до сих пор нельзя говорить о том, что постижение ее сущности завершено. В литературе часто встречаются такие понятия как уровень, сила, интенсивность конкуренции, но, как правило, они не конкретизированы и объединяют в себе целую совокупность аспектов конкурентоспособности, причем при оценке внешней среды практически никогда не используется вся глубина и широта этих понятий. [2, с. 56-64]

Нередко встречается фраза «острая конкурентная борьба». Но что означает это понятие, и как определяется степень остроты? Считается, что ответ на этот вопрос дает классификация рынка в зависимости от количества работающих предприятий. Так, если на рынке действует одно предприятие (монополия) - конкуренции нет, если два предприятия (олигополия) - она слабая, если много предприятий (полиполия) - она сильная, острая.

В других работах дается оценка уровню конкуренции, зависящему от следующих факторов:

_ наличие большого числа конкурирующих фирм, силы которых примерно равны;

_ скорость внедрения на рынок новых фирм;

_ уровень постоянных издержек;

_ стадии развития рынка;

_ стадии развития основных участников рынка.

В данном случае сила взаимодействия предприятий, сила их борьбы совмещены с описанием среды. В результате очень тяжело определить уровень конкуренции. Так, на развитом рынке с маленьким количеством фирм он является низким. То же можно сказать и о развивающемся рынке с большим числом соперничающих компаний.

Нередко в литературе упоминается интенсивность конкуренции. Считается, что она уменьшается по мере перехода рынка от двухсторонней полиполии к двухсторонней монополии. Но иногда бывает так, что среди трех предприятий, работающих на достаточно узком рынке, разворачивается намного более острая конкурентная борьба, нежели на большом рынке с огромным количеством компаний.

Необходимо отдельно выделить понятия «сила конкуренции» и «уровень конкуренции», конкретизировать их. Первое характеризует напряженность, существующую между конкурентами, остроту борьбы. На ее силу влияют: концентрация предприятий, неравенство распределения доходов, количество зарегистрированных хозяйствующих субъектов на 10000 человек, рентабельность на анализируемом рынке. Чем выше концентрация предприятий, равнее распределяются доходы, ниже рентабельность, тем сильнее конкуренция.

Уровень конкуренции характеризует качество конкуренции и развитие рынка. В табл. 1 представлены основные параметры оценки уровня конкуренции.
Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 200 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz