Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства - Экономика и экономическая теория - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 01:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (36.7 Kb)]

19.11.2018, 14:57
Введение

Тема контрольной работы «Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства» по дисциплине «Основы экономики».

Предпринимательская деятельность является основой устойчивого развития, залогом решения социальных проблем, преодоления бедности и обеспечения высокого уровня благосостояния народа. Между тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги в этом направлении за годы независимости, предпринимательство в Украине развивается медленно и фрагментарно, конкурентная борьба между экономическими субъектами малоэффективна, а конкурентные позиции подавляющего большинства отечественных предприятий - слабы. Как справедливо замечает известный украинский экономист В. Геец, внутри страны образовалось неравенство в доступе субъектов хозяйствования к ресурсам, информации и политической власти; созданы благоприятные условия для активизации деятельности монополий и повсеместного распространения практики двусторонних соглашений [1, с. 412].

По нашему глубокому убеждению, в числе важнейших факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства в Украинском государстве, на возможность и темпы обновления состава участников отечественных рынков, на поведение предприятий, есть наличие необоснованно высоких входных (а нередко_и выходных) барьеров. Мировой опыт доказывает, что наличие рыночных барьеров создает благоприятные условия для доминирования на отраслевом рынке одного или группы субъектов, побуждает их к манипулированию ценами и объемами выпуска продукции, к установлению своих «правил игры» для контрагентов, дает возможность длительное время получать норму прибыли, более высокую по сравнению с аналогичными фирмами на других рынках. Следствием является снижение уровня общественного благосостояния.

В этой связи возникает необходимость основательно осмыслить феномен рыночных (отраслевых) барьеров (а особенно - тех их видов, которые в наибольшей степени препятствуют развитию предпринимательства в Украине) с целью выработки действенных рычагов влияния государства и общества на их снижение, унификацию, рационализацию и т. п. Это и определяет цель нашей работы.

Административные барьеры входа на рынок в Украине и их влияние на развитие предпринимательства

Под рыночными барьерами будем понимать совокупность факторов объективного и субъективного характера, снижающих предпринимательскую активность как на отдельных рынках, так и в экономике в целом.

Существуют две основные группы рыночных барьеров: барьеры входа на рынок и барьеры выхода с рынка. Барьеры входа на рынок - это совокупность препятствий, которые усложняют вход на рынок новых фирм и преодоление которых связано со значительными (иногда - непосильными) финансовыми, социальными и психологическими затратами. Соответственно, барьеры выхода с рынка представляют собой совокупность факторов, препятствующих фирмам уйти с рынка без существенных потерь.

Анализ научных работ по этой проблеме позволяет выделить разные подходы к определению сущности рыночных (отраслевых) барьеров (табл.).

рыночный барьер предпринимательский

Определение барьеров входа в рамках разных подходов с позиций теории отраслевых рынков

Научные

подходы

Определения (детерминанты) отраслевых барьеров входа

Примеры барьеров входа

Структурный (Гарвардская экономическая школа) (Э. Мейсон, Дж. Бейн)

Факторы, позволяющие фирмам, функционирующим на рынке, получать сверхприбыль без угрозы входа на него потенциальных конкурентов

- абсолютное преимущество в расходах;

- контроль над стратегическими ресурсами;

- положительный эффект от масштаба;

- избыточные мощности

Чикагской школы (Дж. Стиглер)

Затраты производства, которые должны осуществлять фирмы, стремящиеся войти на рынок, и не осуществляют фирмы, уже функционирующие на нем

-абсолютное преимущество в расходах;

- потребность в капитале и проблема необратимых расходов;

- преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли);

- технологический разрыв

Нормативный (С. Вейцзекер, Г. Демсец)

Потребительские преимущества и поведение потребителей как факторы «создания» барьеров входа

- культурные различия;

- лояльность потребителей;

- расходы потребителей, связанные с «переключением» на другую марку

Контрактный

(Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон)

Факторы, обусловливающие высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы на рынке

- специфичность активов;

- издержки деятельности на зарубежных рынках;

- неполнота и асимметричность информации

С позиций фирм, укоренившихся на рынке

(Р. Гильберг)

Рента, которую получают фирмы благодаря функционированию на определенном рынке

- доступ к дистрибьюторским сетям;

- реклама;

- торговые марки;

- лимитирующее ценообразование

С точки зрения преимуществ ин-тернализации (М. Кессон, Р. Кейвз)

Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций и отраслевых барьеров входа

- специфичность активов;

- издержки деятельности на зарубежных рынках;

- преимущества в опыте (продолжительность пребывания в отрасли);

- концентрация продавцов

Наличие входных барьеров позволяет фирмам, функционирующим на рынке, в течение продолжительного времени получать высокую монопольную прибыль, не боясь появления конкурентов.

В большой степени именно вследствие существенных рыночных барьеров (как входных, так и выходных) в Украине неоправданно высоким остается уровень монополизации национальной экономики. По официальным данным Антимонопольного комитета Украины, на сегодня доля рынков с конкурентной структурой составляет менее 50 %. Впрочем, по нашему убеждению, эти данные вызывают некоторые сомнения, поскольку структурные предпосылки для конкуренции в национальной экономике определяются через соотношение совокупных долей предприятий в общем объеме реализованной продукции. Более детально специфика и проблемы оценки уровня конкуренции на отечественных рынках изложены в [3]. При этом несколько предприятий, функционирующих на одном товарном рынке, очень часто принадлежат одному собственнику или нескольким собственникам. Очевидно, что такой рынок является или монополизированным, или олигопольным, но по действующей методике относится к конкурентным. Между тем монополизированная структура товарных рынков в Украине накладывает отпечаток на закономерности и приоритеты в развитии предпринимательства.

Как правило, об Украине говорят как о государстве с огромным потенциалом, однако его еще только надлежит использовать в полной мере. «Недружественная» бизнес-среда и неблагоприятный инвестиционный климат, которые называют в числе причин замедления предпринимательской активности в Украине, являются следствиями чрезмерно высоких рыночных барьеров.

На сегодня существует очень много видов барьеров входа на рынок, которые можно объединить в две группы:

1) стратегические (создаются самими предприятиями, действующими на рынке, путем использования разнообразных рычагов);

2) нестратегические (связаны с фундаментальными условиями функционирования отрасли (или рынка) и практически не зависят от воли и желаний ее (или его) отдельных участников).

Последние выступают для предприятий как экзогенно заданные.

В свою очередь, в структуре нестратегических барьеров входа на рынок выделяют:

- технологические (связаны с технологией производства и отраслевыми особенностями: особенности производственной технологии; позитивная экономия на масштабах производства; вертикальная интеграция; собственность на стратегическое сырье);

- социально-экономические (характеристики спроса; емкость рынка; неразвитость рыночной инфраструктуры; абсолютные и относительные преимущества в издержках; и т. п.);

- институциональные (административные («правительственные»); общественные; барьеры неформального характера) [4].

Подчеркнем, что некоторые из барьеров не составляют серьезной проблемы для отечественного бизнеса, поскольку большинство из них относительно легко преодолеваются; наоборот - их можно рассматривать в качестве стимула к активизации предпринимательской деятельности.

Крупнейшими препятствиями для развития предпринимательства в Украине выступают ряд институциональных факторов, которые, хоть и не имеют сугубо «украинского» происхождения, но являются специфическими для стран постсоветского пространства.

Среди них наибольший удельный вес приходится на административные барьеры. Господствующая философия административного вмешательства, когда правительство стремится непосредственно контролировать рынок вместо того, чтобы создать условия для его автономного и «прозрачного» функционирования, до сих пор является одним из наиболее серьезных препятствий для развития предпринимательской деятельности в Украине.

Административные барьеры - правообеспеченные ограничения на определенные виды хозяйственной деятельности, а также установление государственными органами обязательных правил ее ведения, выполнение которых связано с существенными затратами для предпринимателей.

Все виды административных барьеров можно поделить на следующие группы:

- барьеры, регулирующие доступ к ресурсам и правам собственности на них (регистрация субъекта хозяйствования, изменение его статуса и т. п.);

- барьеры, регулирующие обретение прав на ведение хозяйственной деятельности (лицензирование, сертификация, разрешительная система, регистрация товарных знаков, нормативные требования);

- барьеры, предусматривающие контроль за хозяйственной деятельностью предприятия (проверки, санкции за нарушения, государственная поддержка, согласования).

Очевидно, что некоторые из административных барьеров (например, отдельные лицензии; отдельные виды разрешений, контролирующих качество продукции; условия эксплуатации продукции; патентование; регистрация товарных знаков) не могут быть устранены (или даже снижены) по разным соображениям, что связано с их положительными результатами для общества. Можно говорить лишь об их упорядочении и унификации процедур их прохождения. Между тем теоретические исследования и отечественная практика хозяйствования подтверждают, что в Украине постоянно появляются новые проблемы и препятствия, мешающие развитию предпринимательства. Наличие таких барьеров нередко создает больше проблем, чем выгод.

Так, препятствием для развития предпринимательства в Украине является проблема внешней задолженности.

Очевидно, эта проблема - большее препятствие для входа на украинские рынки иностранных инвесторов, чем отечественных предпринимателей. Заявления правительства о реструктуризации долга перед МВФ снижают привлекательность нашей страны для иностранных инвесторов, что существенно сказалось на уровне кредитно-дефолтных свопов Украины. Этот фактор можно рассматривать в качестве барьера входа на рынок, поскольку в случае экстренной необходимости возвратить долги украинская власть будет возвращать их, как правило, через увеличение налогового давления на предпринимателей.

Наиболее хаотичным, неурегулированным сегментом административного управления, которому присуще наибольшее количество нецелесообразных и излишних административных барьеров, выступает сфера разрешений и лицензий, согласований и экспертиз, выводов для начала и ведения предпринимательской деятельности, а следовательно - и для развития конкуренции на товарных рынках.

Так, одним только действующим перечнем, утвержденным Законом Украины от 19 мая 2011 г. № 3392 «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», предусмотрены 143 разрешения. В качестве положительного факта отметим, что за последние 5 лет ситуация в этой сфере улучшилась:

1) сократилось количество предприятий, нуждавшихся в разрешениях (в 2010 г. они составили 32 % опрошенных предприятий по сравнению с 54 % в 2008 г.);

2) созданы единые разрешительные центры, объединяющие представителей местных и региональных разрешительных органов и государственных администраторов, по обеспечению их взаимодействия по принципу организационного единства в части выдачи, переоформления и аннулирования документов разрешительного характера, а также выдачи их дубликатов.

Несмотря на это, нынешний экономический климат, созданный «системой разрешений», все еще характеризуется вездесущим и всеохватывающим регулированием.

По нашему мнению, действующий перечень разрешений целесообразно сократить, по меньшей мере, на треть.

Предприниматели постоянно встречаются с неоднозначными, несогласованными и противоречивыми требованиями и нормами, создающими возможности для принятия чиновниками разрешительных решений и назначения неофициальных платежей.

Важным индикатором масштаба регулирования государством предпринимательской деятельности является лицензионное покрытие (то есть доля компаний, получивших, по меньшей мере, одну лицензию).

По результатам опроса Международной финансовой корпорации, в Украине с процедурой лицензирования сталкивались 72 % опрошенных предприятий. 42 % из тех, кто получил лицензии, указали, что лицензионные процедуры стали значительным препятствием для входа на рынок. 15 % опрошенных фирм вынуждены платить неофициальные платежи.

Сложнее всего было получить лицензии в Симферополе, Днепропетровске и Полтаве. В этих регионах свыше 50 % руководителей предприятий признали процедуру лицензирования серьезным препятствием [5].

Кроме того, отечественная система лицензирования существенно усложнена и запутана, ведь в Украине лицензии выдают свыше 40 государственных органов, а регулируют соответствующий механизм - около 20 отраслевых законов.

Еще одним препятствием для развития предпринимательства в Украине является система стандартизации и сертификации продукции.

Основными проблемами в этой сфере можно определить следующие:

- чрезмерный перечень видов продукции, подлежащих обязательной сертификации в Украине (сегодня у нас действует 80 тыс. стандартов, тогда как в Киргизстане этот показатель составляет 55 тыс., а в странах ЕС - лишь 18 тыс.);

- устарелость большого количества украинских стандартов (16 тыс. из них приняты до 1992 г.);

- обязательность большинства украинских стандартов (лишь каждый пятый из них гармонизирован с европейскими или международными) и отсутствие технических регламентов (нормативно-правовых актов, которые вместо стандартов должны устанавливать обязательные требования к продукции, работам и услугам и быть добровольными для применения) (для сравнения: в странах ЕС обязательной сертификации подлежит 4 % товарной номенклатуры [5]; к тому же перечень таких товаров составляется на основе статистики несчастных случаев);

- пассивность отечественных производителей в процессах стандартизации и отсутствие (или неиспользование) эффективных возможностей повлиять на процесс разработки стандартов;

- противоречивость требований государственных стандартов, а также государственных санитарных норм и правил [6].

Кроме того, система проверок соблюдения стандартов на всех стадиях производства и реализации продукции является жесткой, тогда как защита прав потребителей - неудовлетворительной.

Существенным препятствием для развития предпринимательства в Украине остаются барьеры, предусматривающие контроль за хозяйственной деятельностью предприятия. В течение последних лет проблема проверок в сфере отечественного предпринимательства является одной из самых острых и самых болезненных.

В течение нескольких лет подряд доля проверенных предприятий остается неизменной и составляет 74-75 % [7]. По разным оценкам, сегодня в Украине существует от 74 до 88 государственных институтов, которые могут приостановить или даже прекратить деятельность компании или наложить на нее взыскание.

Категория: Экономика и экономическая теория | Добавил: qreter
Просмотров: 261 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz