Меню сайта |
|
 |
|
Экономическая безопасность, техногенные катастрофы
| 22.12.2018, 02:50 |
Основные угрозы экономической безопасности в Российской Федерации. Их характеристика
Экономическая безопасность -- совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов. См. Субъект экономической безопасности, Экономические интересы, Корпоративные ресурсы.
Экономическая безопасность государства. Высокий уровень экономической безопасности определяется тем, что оно:
· проводит независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществляет крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;
· поддерживает стабильность действующих в стране эконо-мических нормативов, прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствие стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени;
· ограниченно реагирует на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливает утраченное равновесие в подобных случаях;
· имеет возможность оказать помощь другим странам, в частности, сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.
Экономической безопасности напрямую зависит не только от экономической безопасности регионов, но также от экономической защи-щенности граждан, их социальных организаций.
Вызовы и угрозы экономической безопасности как цивилизационной общности: обесценение ручного труда; нищенский уровень заработной платы широких слоев населения; несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, пособий; усиление имущественно-го расслоения населения; ограничение доступа людей с низ-кими доходами к системе охраны здоровья, образованию, культуре; недоверие населения к экономической политике го-сударства; рост безработицы; люмпенизация населения; ликвидация социального сектора экономики, деградация учреждений социальной сферы; утрата уникальных специалистов (например, специалистов по ядерным реакторам) вследствие хронического отсутствия потребности в их труде; изменение стереотипов экономического мышления, экономического по-ведения, формирование «экономической идеологии криминального типа»; хроническая востребованность уникальных специалистов и их утрата весьма вероятна вследствие экономической нестабильности в стране, недостаточного финансирования отрасли.
Основными объектами экономической безопасности. как системы, управляющей экономикой страны, являются: экономическая независимость, уровень производства в стране, структура и конкурентоспособность экономики, военно-промышленный комплекс, отечественная валюта, налоги, состояние малого и среднего бизнеса, конкурентное поведение участников рынка, инфраструктуры рыночной экономики.
В качестве вызовов и угроз экономической безопасности как системы, управляющей экономикой страны, следует рассматривать: утрата эко-номической независимости страны; освобождение внутренних цен; падение производства в стране; низкая конкурентоспособность экономики; сокращение удельного веса наукоемких видов продукции; высокий уровень монопо-лизации экономики; широкое распространение недобросовестной конкуренции. Сюда относятся, в частности, демпинг, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, копирование (имитация) продукции, производимой конкурентом, нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг, создание тайных картелей, тайный сговор на торгах, фиктивный экспорт, обман потребителей, переманивание специалистов, махинации с деловой отчетностью и др.; возрастание масштабов криминальной конкуренции; отсутствие динамики в развитии малого и среднего бизнеса; массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов; снижение налоговых поступлений до уровня, не покрывающего минимально необходимых расходов государства; структурная деформация экономики и дальнейшая структурная ее деградация; негативные результаты проведенной ваучерной приватизации; развал военно-промышленного комплекса; неустойчивость национальной валюты; «долларизация» экономики; низкая инвестиционная активность; инфляция и гиперинфляция; нарушение межотраслевого баланса в экономике; сокращение запасов топлива ниже нормативного уровня; слабость инфраструктуры рыночной экономики; рост числа решений о банкротстве предприятий-должников; значительные экономические потери от чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф.
В числе объектов экономической безопасности как административной структуры: экономические отношения центра с субъектами Федерации; система государственных учреждений в сфере экономики; правовая и договорная дисциплина в сфере экономики; уровень экономического и социального развития; производственно-технологические связи между предприятиями.
Среди угроз экономической безопасности как административной структуры необходимо выделить: недостаточность контроля со стороны государства за процессами экономических преобразований; увеличение разрыва в уровне жизни по регионам и регионализация потребительского рынка; натурализация хозяйственных связей; дезорганизация системы расчетов и платежей; усиление проявлений экономического сепаратизма на местах; криминализацию экономики (развитие теневой экономики); рост масштабов рублево-долларовых спекуляций; увеличение масштабов нелегальных поставок за рубеж военной техники; рост коррупции в структурах управления экономикой; нецелевое использование иностранных кредитов; - нецелевое использование бюджетных средств; местничество, неисполнение Конституции страны и федеральных законов; резкий количественный рост чиновничества; снижение качества товаров, невыполнение стандартов по условиям их производства (прежде всего продовольственных) вследствие ослабления контроля со стороны санэпидемстанций, лабораторий качества, органов пожарной охраны и т.д.; низкая правовая дисциплина в области экономики; массовое невыполнение договор-ных обязательств; неисполнение государственными структурами собственных обязательств по заключенным контрактам; высокая степень воздействия регионального и отраслевого лоббирования на принятие решений в области экономики; усиление территориальной дифференциации уровня экономического и социального развития регионов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями; деформация экономических отношений центра с субъектам Федерации; несанкционированная центром денежная эмиссия в регионах; низкий уровень заработной платы государственных служащих; несоответствие законодательства потребностям практики управления рыночной экономикой; несогласованность действий центральных экономических ведомств; бесконтрольный вывоз из страны стратегически важных сырьевых товаров; избыточность системы государственных учреждений, осуществляющих управление экономикой, неоптимальность их организационного построения.
Важнейшими объектами экономической безопасности как субъекта геополитики являются: экономическая независимость страны, экспортно-ориентированные отрасли экономики, транспортная инфраструктура экспортно-импортных операций, денежное обращение, отечественная валюта, структура экспорта.
К основным угрозам в сфере экономической безопасности как субъекта геополитики относятся: рост внешнего долга государства; большой размер долга коммерческих банков (прежде всего «системообразующих») перед иностранными партнерами; зависимость страны от импорта продовольственных товаров, лекарств, некоторых видов продукции стратегического назначения, товаров первой необходимости; финансовая блокада со стороны международной банковской системы; свободная купля - продажа валюты; проникновение иностранного капитала в экономику страны, завоевание им ключевых позиций в ряде отраслей; подавление отечественного производителя товаров в конкретных отраслях экономики; дискриминационные меры некоторых иностранных государств в отношении российских товаропроизводителей; запрет на поставки в страну передовой технологии некоторых товаров, выдачу кредитов; закрытость многих секторов мирового рынка для отечественной продукции; потеря традиционных рынков сбыта за рубежом; неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций; преобладание сырья в российском экспорте; недостаточное финансирование армии и военно-морского флота; отказ производителей поставлять продовольствие армии и во-енно-морскому флоту в долг; нелегальные поставки российской военной техники за рубеж; осуществление товарной интервенции импортного продовольствия по демпинговым ценам под видом гуманитарной помощи.
Особую значимость для экономической безопасности во всех его ипостасях имеет некомпетентность экономических элит.
Экономические потери от стихийных бедствий -- землетрясений, наводнений, тайфунов, извержений вулканов и т.д., а также от техногенных катастроф значимы также для всех аспектов для экономической безопасности.
Общие объекты безопасности на уровне государства: суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, иные национальные интересы.
На уровне государства к числу частных объектов экономической безопасности, помимо собственно экономики, следует относить: производительные силы и производственные отношения, систему их защиты; политический и общественный строй; общественное сознание; систему управления обществом; экономический курс (направление экономического развития), признанный обществом; систему управления экономикой; экономические интересы государства на международной арене.
Сюда также можно отнести: движимое и недвижимое имущество, находящиеся в распоряжении государства; акции государственных предприятий и иные ценные бумаги; золотой запас; валютные ресурсы экономическое положение предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; интеллектуальный потенциал общества;
информацию, составляющую государственную тайну; имеющуюся в распоряжении государства текущую информацию, характеризующую экономическое положение в мире; экономический рейтинг государства.
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
Экономическая безопасность физического лица. Признаками высокого уровня Экономическая безопасность физического лица являются следующие:
· возможность сохранять стабильный уровень жизни при резком падении курса отечественной валюты,
· возможность восстановить необходимое для привычного ритма жизни имущество, утраченное в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, квартирной кражи и других подобного рода форс-мажорных обстоятельств;
· способность в течение длительного времени поддерживать привычный жизненный уровень в случае потери работы;
· способность осуществлять крупные приобретения, не прибегая к кредиту;
· возможность субсидировать образование детей в желаемом объеме;
· оказание материальной помощи детям, и родственникам, и близким связям;
· личная экономия.
|
Категория: Безопасность жизнедеятельности и охрана труда | Добавил: qreter |
Просмотров: 200 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
ПОИСК ПО САЙТУ |
ВНИМАНИЕ!!!
НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала |
 |
ПОСЕЩЕНИЯ |
|
 |
|