Трудовая эксплуатация - Государство и право - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 05:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Трудовая эксплуатация

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (121.8 Kb)]

04.01.2019, 15:20
Рабство - одна из форм зависимости одного человека от другого. Такие отношения характерны для различных исторических эпох. Точное количество людей, пострадавших от трудовой эксплуатации, в мире определить невозможно. По разным оценкам каждый год в рабство попадают около 700 000 человек. По данным Госдепартамента США эта цифра варьируется от 600 000 до 800 000 человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800 000 - 900 000 человек. По оценкам Центра Безопасности Человека (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера в Ванкувере - Канада), ежегодно в рабство попадают до 4 000 000 человек. По оценкам Международной организации по миграции (далее по тексту - МОМ), 5 700 000 детей являются жертвами принудительного и кабального труда [1].

Республика Беларусь не является исключением в списке стран, где зафиксированы случаи работорговли. Для разрешения возникшей ситуации подключились государственные органы и общественные объединения. Национальное законодательство приведено в соответствие с международными стандартами [2, c. 4].

Однако, несмотря на принятые меры в настоящее время проблема рабства остается актуальной для Республики Беларусь. В первую очередь это связано с увеличением случаев торговли людьми с целью трудовой эксплуатации. Так, если в 2002 и 2003 гг. не было выявлено ни одного факта, то в 2006 г. их зафиксировано 229 (для сравнения сексуальная эксплуатация имела место в 187 случаях) [см. Приложение А].

Особо отметим, что пострадавшими от трудовой эксплуатации чаще всего становятся мужчины, которые неохотно обращаются за помощью в правоохранительные органы, общественные организации. Поэтому можно предположить, что случаев торговли людьми с целью трудовой эксплуатации, гораздо больше.

Причиной того, что многие пострадавшие от торговли людьми с целью трудовой эксплуатации не отождествляют себя с жертвами торговли людьми, является и тот факт, что долгое время внимание уделялось только проблеме сексуальной эксплуатации женщин. Об этом свидетельствует большое количество литературы, рекламных роликов, конференций, посвященных этой проблеме. В то же время, такому негативному явлению, как принудительный труд, не уделялось должного внимания, и как следствие - рост числа случаев трудовой эксплуатации.

Следует отметить, что в настоящее время о проблеме трудовой эксплуатации общество недостаточно информировано. Об этом свидетельствуют социологические опросы, проведенные студентами юридического факультета Учреждения образования "Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины" в 2007 г. в рамках курса "Социология". Были опрошены различные группы молодежи, которой в недалеком будущем предстоит выбрать профессию и место работы. Выборка представлена учащимися 11 "а" и 11 "б" классов средней школы №8 г. Гомеля, студентами Гомельского политехнического техникума (группы ТОРО-31, ЭД-42) и юридического факультета Учреждения образования "Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины" (группа П-35). В опросе приняли участие 104 человека. Из них 47 мужчин и 53 женщины [См. Приложение Б].

Результаты социологического исследования показали, что 31,5% опрошенных считают, что в общем числе жертв торговли людьми 90,0% составляют пострадавшие от сексуальной эксплуатации. 29,0% респондентов считают, что таковыми являются 70,0% от всего количества жертв торговли людьми. Таким образом, можно утверждать, что информированность в обществе о торговле людьми с цель сексуальной эксплуатации значительно преобладает над информированностью о трудовой эксплуатации.

Примечательными, в этой связи являются публичные выступления Глав Представительств МОМ в Республике Беларусь - Д. Кесеровича и Украины - Ф. Ларсона.

Так, Ф. Ларсон обратил внимание, на то, что за последние 15 лет жертвами торговли людьми стали около 100 000 украинцев. 85,0% от этого числа ? жертвы трудовой эксплуатации, и только пятая часть ? жертвы сексуальной эксплуатации. Наиболее уязвимой категорией для трудовой эксплуатации за границей являются мужчины, женщины и дети, труд которых используется в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве, обработке древесины, попрошайничестве [3].

Д. Кесерович, на презентации нового документального фильма о трудовой эксплуатации "Жизнь в капкане" заявил о том, что "…фильм посвящен трудовой эксплуатации не случайно. Статистика свидетельствует, что таких фактов достаточно много" [4].

Все вышесказанное лишь подтверждает общую тенденцию, отмеченную в одной из чешских газет: "от торговли людьми с целью сексуальной эксплуатации ? к торговле людьми с целью эксплуатации трудовой" [5].

Таким образом, можно констатировать, что актуальность темы, избранной для исследования, не вызывает сомнения.

Целью работы является исследование понятия "трудовая эксплуатация", определение его сущности, содержания и взаимосвязи с торговлей людьми.

Для достижения указанной цели целесообразно решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему трудовой эксплуатации в историческом аспекте;

- определить понятие и содержание трудовой миграции;

- проанализировать правовую основу регулирования трудовой миграции в Республике Беларусь;

- определить понятие и содержание трудовой эксплуатации;

- определить понятие и содержание торговли людьми и ее взаимосвязь с трудовой эксплуатацией

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие между государствами по противодействию трудовой эксплуатации. Предметом является деятельность государственных органов по противодействию трудовой эксплуатации и торговле людьми.

Методологическая основа представлена следующими методами: исторический, сравнительный, аналитический. Теоретическую базу исследования составили международные нормативные правовые акты, законодательство Республики Беларусь, научные исследования А. Гусаковича, В. Дилтса, И. Исаева, Н. Крашенниниковой, А. Миронова, А. Лукашова, А. де Токвиля, В. Хачатуряна, Я. Юхо. Для полноты и достоверности выводов, в работе использованы результаты опросов-интервью 104 человек, высказавших свое мнение о миграционных намерениях и проблемах торговли людьми.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Рабство появилось в Древнем мире в период захватнических войн и выступало наихудшей формой эксплуатации. [6, с. 1101]. При строительстве ирригационных сооружений на реке Нил в Древнем Египте и возведении пирамид впервые использовался труд рабов-военнопленных. Причиной явилось то, что на чужеземцем-военнопленных не распространялись этические нормы, связывающие единоплеменников, и они могли стать полной собственностью, "вещью своих хозяев" [7]. Однако, следует отметить, что в Древнем Египте, Древнем Китае, Двуречье рабство не получило такого развития, как в эпоху Античности.

Во-первых, в 4 - 3 тыс. до н.э. существовал обычай, согласно которому воинов мужчин убивали. В плен брали женщин, детей, способных перенести тяжелый путь, и ремесленников. Об этом свидетельствуют надписи на гадальных костях, относящихся к эпохе Шан (XVII ? XI вв. до н.э.).

Во-вторых, захваченные в плен попадали к частным лицам, у которых не было возможности и необходимости содержать много рабов. В данном случае речь идет о патриархальном рабстве, когда рабы, становились "младшими членами семьи". Они выполняли самую тяжелую и грязную работу, но в то же время, питались вместе со своими хозяевами.

Рабы не были полностью бесправными. В соответствии с Законами Хамураппи раб мог выступать в суде, затеять судебный процесс, принимать участие в наследовании имущества за своим господином.

Чем успешнее были войны, тем больше рабов поставлялось, цены на них снижались. Так, в период Нового царства (XVI ? XI вв. до н.э.) в Египте рабов имел даже садовник. Подобная ситуация была характерна для периода расцвета Нововавилонского царства и для Древнего Китая во время правления династии Хан.

В Китае и Двуречье долговое рабство процветало во времена больших социальных потрясений. Когда ситуация стабилизировалась, крестьян отпускали, им возвращали их наделы. Законы Хаммурапи ограничивали срок долгового рабства тремя годами, после этого независимо от выплаты долга, должников отпускали на свободу. Часто их выкупала крестьянская община.

Своего апогея рабство достигло в Древней Греции и Риме. В период Афинского государства в V - IV вв. до н.э. на смену патриархальному рабству пришло классическое, античное рабовладение. Рабы рассматривались как орудия труда, а затем превратились в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатировались преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные ? на полях и в ремесленных мастерских, сдавались внаем. Численность рабов примерно в четыре раза превышала число свободных афинян. Основной контингент рабов состоял из людей негреческого происхождения, центрами рабства помимо Афин были Хиос, Коринф и Эгина.

Эксплуатация раба давала высокий доход. В среднем раб, занятый в ремесле, приносил в день сумму, на которую можно было прокормить семью из 3 - 4 человек. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду, использовали в сельском хозяйстве. Наибольшее распространение рабский труд получил в ремесле, больших мастерских по переработке руды, шахтах (например, в Лаврионских серебряных рудниках) [8]. Однако, несмотря на подневольное состояние, у раба была возможность выкупить себя за определенную суму.

В IV в. до н.э. наблюдается кризис древнегреческого государства. Этот период характеризуется увеличением числа рабов и появлением рабов-греков. Противоречия, возникшие в афинском обществе между бесправными рабами и рабовладельцами, послужили одной из главных причин падения Афинского государства [9, c.106].

Несколько иная ситуация сложилась в Спарте, где илоты - порабощенные жители Мессении - сохранили свою личную свободу. Их положение было близким к положению крепостных крестьян.

Основным источником рабства был плен. Аристотель считал, что все захваченное на войне является собственностью победителя, а войны с целью захвата рабов являются справедливыми. "Военное искусство может рассматриваться как естественное средство приобретения собственности, ведь и охотничий промысел составляет одну из частей военного искусства. Охотиться же следует как на диких животных, так и на тех людей, которые от природы предназначены к подчинению, но не желают подчиняться. Такого рода война по природе своей справедлива" [10].

Римляне усвоили эту истину и пленных, захваченных во время войны, продавали в рабство. Другим источником рабства было пиратство. В речах о Манилиевом законе и против Верреса Цицерон очень ярко рисует бедствия, причиненные пиратами. Отправляющиеся в морское плавание "рисковали жизнью или свободой, так как приходилось плыть... по морю, кишащему пиратами" [10]. Не только на море, но и на берегу можно было оказаться жертвой пиратов, "велико было число союзных городов, покинутых их населением из страха или захваченных морскими разбойниками". Внутренним источником рабства было естественное воспроизводство рабов. Даже если отец был свободным, а мать - рабыней, дети рождались рабами. Браки рабов не считались законными.

В V в. до н. э. рабовладение законодательно закреплено в "Законах ХII таблиц". В 326 г. до н. э. по закону Петелия было запрещено рабство-должничество для римских граждан и членов их семей.

Крах Римской империи во многом связан с восстаниями рабов. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации в 3 в. н.э. перестает развиваться. Латифундии стали малорентабельны, обрабатывались крайне небрежно, поскольку организовать труд больших масс рабов было сложно. Часть владельцев старалась заинтересовать рабскую администрацию, сдавая рабам-управляющим целые виллы, где они сами вели дело и выплачивали хозяевам определенную плату. Рядовых рабов старались поощрять за хорошую работу, например лучше кормили. Однако заинтересовать всех рабов было невозможно.

Постепенно укреплялось право рабов на пекулии: господин терял право расплачиваться с долгами за счет пекулиев рабов, был признан действительным долг господина рабу, а если раб был должен господину, тот не мог отобрать его пекулий.

Прекращение войн во II в. н.э. привело к уменьшению числа рабов, цены на них выросли, повысилась роль внутренних источников рабства. Рабовладельцы были вынуждены пойти на допущение семейных отношений в среде рабов, запрещение их беспричинного убийства, а Антоний Пий приравнял убийство господином своего раба к убийству чужестранца.

В 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование [9, c. 122]. Вместе с этим происходит смена общественно-экономической формации от рабовладельческого строя к феодальному. На место античному рабству приходит крепостное право, включавшее запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда -- возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

В Западной и Центральной Европе в VII--IX вв. крестьяне находились в личной, судебной и административной зависимости от сеньоров, но, исключая дворовых людей и рабов, посаженных на земельные наделы, не были юридически прикреплены к земле или к личности господина и не знали других ограничений. При Карле Великом, в период кратковременного усиления Франкского государства, были предприняты попытки ввести прикрепление к земле более широкого круга крестьян. В XVI - XVIII вв. крепостное право в этой части Европы исчезает полностью [11].

В Восточной Германии, Прибалтике, Польше, Чехии, Венгрии наоборот крепостничество превращается в важнейший элемент социальных отношений в сельском хозяйстве. Оно предполагало многодневную (до 6 дней в неделю) барщину, лишение крестьян большинства гражданских и личных прав, сопровождалось сокращением крестьянских наделов, обезземелением части крестьян и превращением их в бесправных холопов или временных владельцев земли.

В большинстве стран Востока крепостное право не получило широкого распространения. Однако в разные периоды в некоторых странах существовало прикрепление крестьян к месту уплаты налога, что порождало право розыска и насильственного возврата беглых крестьян, как было, например, в Иране и сопредельных с ним государствах в XIII--XIV вв. [11].

На территории современной России и Беларуси образование государственности совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных связей, где существовало патриархальное рабство. Как такового рабовладельческого строя на этих территориях не было, а установился феодальный строй. Однако это не означает, что рабство в период Киевской Руси и белорусских княжеств отсутствовало. Оно выражалось в "холопстве". Личность холопа не защищалась. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп [12, с.43-44].

Согласно Русской Правде источниками холопства являлись: самопродажа в кабалу (одного человека или всей семьей); рождение от холопа; женитьба на "робе"; "ключничество" ? поступление в услужение господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека; совершение преступления (такое наказание, как "поток и разграбление", предусматривало выдачу преступника "головой", превращение в холопа); злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество); бегство закупа от господина (закупничество - по сути долговое, временное рабство). Наиболее распространенным источником холопства был плен.
Категория: Государство и право | Добавил: qreter
Просмотров: 197 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz