Адвокатура во 2 половине XIX в - Государство и право - Каталог файлов - Электронная Библиотека
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА Воскресенье, 29.06.2025, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта


Адвокатура во 2 половине XIX в

[ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ (62.0 Kb)]

11.03.2020, 08:49
В истории России второй половины XIX в. период 60г. занимает особое место. Кризис внутренней политики самодержавия, развитие в условиях феодальной формации капиталистических производственных отношений и рост революционного движения в стране привели к отмене крепостного права, к судебной, земской и военной реформах. Буржуазные по своей сути, эти реформы оказали огромное влияние на всю общественно – политическую жизнь России.
Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена адвокатура.
Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864г., явилась учреждением и по своему содержанию и по форме. Взамен «юридических знахарей» - пришли высокопрофессиональные юристы. Для населения были открыты юридические консультации.
Адвокаты стали одновременно правозаступниками и поверенными своего клиента. Автономность, относительная независимость от государственных властей – этим, по крайней мере в первое время, отличалась адвокатура от многих учреждений царской России.
Моя работа посвящена истории формирования и развития русской адвокатуры во второй половине XIX в. В ней исследуется период от возникновения адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годы особенно ярко проявилась борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.
Я хотел бы в своей работе проанализировать деятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском и Харьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период были созданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организации профессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции и функции надзора за членами корпорации.

Предпосылки создания адвокатуры в России.

а) Развитие судебного представительства в России до судебной реформы 1864г.
В XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество , а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным представительством .
Правозаступничество судебное представительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы их деятельности не совпадают.
О существовании судебного представительства впервые свидетельствуют законодательные сборники XV в. В одном из наиболее древних памятников русского законодательства – Псковской судебной грамоте (1391 - 1467г.) устанавливаются ограничения судебной защиты: приглашать поверенных могли не все, а только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.
Принцип личной явки в суд продолжал еще долго господствовать. Исключением является древний Новгород, где законодательство разрешало любому иметь поверенного.
Сфера деятельности поверенных в разные времена была различна. В то время, когда уголовный процесс еще не отделился от гражданского, поверенные допускались к участию и в гражданских, и в уголовных делах. Но постепенно роль поверенных меняется, это происходит, когда судопроизводство стало подразделяться на две формы: состязательную (суд) и следственную (розыск). В следственном процессе судебное представительство не допускалось.
Судебное представительство оставалось свободной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного и «нравственного ценза» к поверенным не предъявлялись. Не существовало и их внутренней организации.
Дореформенные поверенные оставили о себе неблагоприятные воспоминания. По уложению 1649 г. ходатаи подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам. Более поздний указ грозил наказанием в виде лишения чести и всего имения.
Органами правительства были засвидетельствованы недостатки дореформенного судебного представительства и правозаступничества.
К середине XIX в. уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс – самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства.
Видный писатель того времени, теоретик революционного народничества П.Н.Ткачев считал, что «при состязательном процессе корпорация адвокатов не только необходима и неизбежна, но и разумна». Отрицательное, а подчас и враждебное отношение к адвокатуре шло не только от политического сопротивления реакционных кругов институту, но и от глубокого недоверия к дореформенным ходатаям, которое укрепилось в сознании самых различных слоев русского общества. Все это влияло на формирование правильного взгляда на задачи адвокатуры. Не существовало четкого представления о ее роли и значении.
б) Вопрос об организации адвокатуры в процессе подготовки судебной реформы 1864 г.
В условиях новых, буржуазно – капиталистически отношений старый, дореформенный суд не мог удовлетворять ни промышленников, ни фабрикатов, ни купцов, ни даже либеральную часть дворянства. В дореволюционном суде царил произвол, взяточничество, невежество судебных чиновников. Об этом вынуждены были говорить даже представителя господствующей верхушки. Министр юстиции Д.П.Трощинский, характеризуя суд того времени, писал: «Сие море великое и в нем гадов несло числа»
В 1850г. особый комитет при II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии под представительством графа Д.Н.Блудова приступила к подготовке проекта уставов гражданского и уголовного судопроизводства. Особая комиссия, работавшая под председательством Д.Н.Блудова, не думала о создании адвокатуры как более или менее самостоятельного института.
Функцией судебных представителей и правозащитников предлагалось поделить присяжных стряпчих. Присяжные стряпчие по проекту должны были назначаться министром юстиции из числа лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени.
Государственный совет принял проект Блудова за основу внеся в него изменения. Одно из них относилось к замене наименования «присяжные стряпчие» наименованием «присяжные поверенные». Был повышен образовательный ценз для присяжных, вводились понятия «помощник присяжного поверенного» и предоставлена самостоятельность совету присяжных поверенных.
Категория: Государство и право | Добавил: qreter
Просмотров: 144 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ПОИСК ПО САЙТУ

ВНИМАНИЕ!!!

НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем Вам воспользоваться функцией "ПОИСК ПО САЙТУ", для отображения и поиска необходимого и интересующего Вас материала


ПОСЕЩЕНИЯ

Copyright MyCorp © 2025uCoz